Сколько стоит слетать в космос и чем там кормят. Подробности для туристов
. Желающих начнут поднимать на аэростатах на высоту 25-30 км над ЗемлейТуристов поднимут на аэростатах на высоту 25-30 км над Землей: как устроены полеты
В 2001 году американский мультимиллионер Деннис Тито принял участие в миссии российского корабля «Союз ТМ-32» на МКС. Предприниматель, проведший на орбите почти восемь суток, вошел в историю как первый космический турист, который полностью самостоятельно оплатил свой полет. Для осуществления мечты всей своей жизни Тито пришлось пройти тяжелейшую многомесячную физическую и психологическую подготовку, освоить азы управления космическим аппаратом на случай нештатной ситуации и заплатить не менее $20 млн.
На данный момент сразу несколько крупных компаний, в том числе SpaceX Илона Маска, развивают собственные программы космического туризма — от полетов на МКС до вывода человека на орбиту Луны. При этом за 20 с лишним лет с момента полета Тито цены на подобные приключения остались прежними: полет в космос для непрофессионала по-прежнему обойдется в целое состояние.
Скажем, частная аэрокосмическая компания Blue Origin, созданная основателем Amazon Джефом Безосом, в 2021 году разыграла на аукционе первый билет на готовящуюся коммерческую миссию корабля New Shepard стоимостью $28 млн. Впрочем, теперь появились проекты, авторы которых обещают поднять туристов на запредельную высоту за куда более «скромную» плату.
«Эффект обзора» с границы космоса
Во Франции бывший авиадиспетчер Винсент Фарре д'Астье вместе с группой единомышленников основал компанию Zephalto, разработавшую концепцию относительно доступных и безопасных полетов «на границу космоса». Клиентов обещают отправлять в стратосферу при помощи аэростатов в специальных капсулах, откуда пассажиры смогут взглянуть на Землю с недостижимого прежде ракурса с радиусом охвата почти в 1,5 тыс. км.
Программу сложно сравнить с выводом человека на полноценную околоземную орбиту, однако подъем на высоту в 25 км должен подарить впечатления, которые никогда не сможет получить пассажир обычного авиалайнера. Организаторы обещают участникам достижение так называемого «Эффекта обзора» («Overview Effect») — специфического чувства, которое возникает у космонавтов при взгляде на нашу планету с огромной высоты, которая кажется одновременно очень красивой, но при этом чрезвычайно хрупкой и беззащитной на фоне окружающей ее черной бездны Вселенной.
«25 км — это та высота, при достижении который вы погружаетесь в темноту космоса, так как 98% атмосферы находится под вами. Вы сможете увидеть ее синюю оболочку и понять, что Земля действительно круглая», — объясняет д'Астье.
При этом туристам от Zephalto, в отличие орбитальных путешественников, не придется проходить продолжительную подготовку, чтобы разобраться в тонкостях работы сложнейших систем космического корабля и научиться выдерживать чудовищные перегрузки. Организаторы обещают, что их клиентам будет «так же комфортно, как в салонах самолетов первого класса», а возраст и состояние здоровья не имеют значения.
Капсула на стратостате
Для полетов в стратосферу Zephalto разработала особую капсулу под названием Celeste (в честь испано-итальянского женского имени, означающего «небесная»), выполненную из чрезвычайно легких, но в то же время очень прочных композитных материалов. Ее прикрепят к огромному аэростату, наполненному гелием или водородом, который в течение 1,5 часов будет поднимать капсулу со скоростью 4 м в секунду. На максимальной высоте в 25 км туристы будут находиться на протяжении трех часов, пока их снова не начнут спускать вниз. Таким образом, все путешествие займет около шести часов.
Zephalto сотрудничает с аэрокосмической корпорацией Dassault, авиастроительной компанией Airbus и французским космическим агентством CNES, имеющим более чем 60-летний опыт запуска воздушных шаров в стратосферу. Авторы программы обещают полноценную сертификацию от Европейского агентства по безопасности полетов EASA, которое отвечает за безопасность гражданской авиации. На данный момент Zephalto зарегистрировала полный порядок действий при полете, включающий в себя более 200 различных процедур, а также оформила 11 новых патентов, касающихся безопасности.
На данный момент Zephalto уже успешно провела три пробных пилотируемых полета, а еще один намечен на конец нынешнего года. Сейчас французы уже начали продавать предварительные билеты для своих клиентов, для которых бронь обойдется в 10 тыс. евро, а полная стоимость полета — в 120 тыс. евро.
Изысканные блюда в стратосфере
В ближайшее время Zephalto планирует представить интерьер Celeste, рассчитанной на шесть пассажиров и двух пилотов-операторов. Оформление внутреннего пространства капсулы доверили французскому архитектору Жозефу Диранду, работающему с известными модными домами, такими как Balenciaga, Givenchy, Chloe и Pucci. Перед специалистом поставили задачу создать стильный, но в то же время минималистичный интерьер, который не должен отвлекать от захватывающего вида за иллюминатором.
Впрочем, на борту будет предусмотрена точка доступа Wi-Fi, благодаря которой путешественники в режиме реального времени смогут делиться в соцсетях фото и видео, сделанными на высоте 25 км. Более того, пассажирам будут предложены напитки и изысканные блюда высокой кухни, «достойные ресторанов из путеводителя Michelin».
Старт регулярных полетов намечен на конец 2024-го — середину 2025 года. На начальном этапе Zephalto планирует совершать до 60 «рейсов» в год, однако впоследствии стартовые площадки собираются обустроить и в других частях света.
Французы — не единственные
При этом Zephalto — не единственная компания, предлагающая полеты на аэростатах в стратосферу. Скажем, похожую программу развивает и американская фирма Space Perspective, базирующаяся во Флориде. Заполненные летучим газом воздушные шары будут отправлять всех желающих на высоту в 30 км над поверхностью планеты, чтобы те смогли совершить путешествие продолжительностью шесть часов. Стоимость одного билета обойдется в $125 тыс.
В капсуле, рассчитанной на восемь пассажиров, будет все необходимое: от панорамных антибликовых окон и ортопедических кресел до небольшого бара, уборной и Wi-Fi. Кроме того, аппарат по периметру оборудуют мощными камерами с 360-градусным обзором, которые позволят туристам приблизить и детально рассмотреть заинтересовавшие их объекты на Земле.
При этом путешествие в стратосферу будет совмещено с коротким морским круизом. Главное отличие американского проекта от французского заключается в том, что Space Perspective собирается запускать аэростаты не с суши, а со специальных кораблей, оборудованных под плавучие космодромы. Судно относительно быстро сможет доставить экипаж и клиентов в районы с хорошей погодой, чтобы никакая облачность не помешала туристам увидеть Землю с невероятной высоты.