Как распознать и защититься от обмана в рекламе у блогеров. Инструкция

. Быстрый успех, 100% гарантии и другие признаки «развода на деньги»

Адвокат Людмила Дураева назвала обтекаемые фразы и 100% гарантии результата верными признаками «развода на деньги»

Обновлено 07 августа 2023, 11:49
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Реклама, в том числе и не самых доброкачественных товаров и услуг, давно уже переместилась с экранов телевизоров и страниц газет в социальные сети. Классическую рекламу узнать легко, когда она появляется в виде отдельных объявлений на страницах в Сети. Гораздо сложнее распознать ее в словах любимого блогера. Человеку, у которого миллионы подписчиков, хочется доверять интуитивно. Этим пользуются мошенники для своих целей. В ход пошли разнообразные ухищрения, начиная от покупки рекламы у топовых «лидеров мнений», заканчивая вовлечением блогеров в откровенно противозаконные действия.

РБК Life вместе с адвокатами Мадридом Ибрагимовым и Людмилой Дураевой разобрался, как распознать и защитить себя от лохотронов в потоке блогерской рекламы.

Какие виды мошенничества встречаются у блогеров

В современных реалиях практически каждый блогер уличен в рекламе сомнительных мероприятий или откровенных лохотронов, заявил в беседе с редакцией Мадрид Ибрагимов. По его словам, особую популярность в последнее время приобрели следующие виды обмана.

  • Различные курсы и коучинги формата «Как стать успешным», «Как заработать 1 млн руб. без вложений» и подобное.

Прельстившись рекламой блогеров, подписчики приобретают такие курсы и в 90% случаев не получают никакой ценной информации. Большая часть такого контента взята из открытых источников и несколько видоизменена. Никаких уникальных продуктов и предложений обнаружить не удастся.

«Привлечь к ответственности таких блогеров крайне сложно. Показательные примеры — Лерчек и Елена Блиновская. Фактически в продаже их обучающих курсов нет состава преступления (разве что кто-то докажет, что приобретение курса повлекло за собой серьезные последствия). Они попали в поле зрения государства только после того, как Федеральная налоговая служба провела масштабные проверки и выявила массу нарушений, начиная от неуплаты огромных сумм налогов, заканчивая попыткой легализации незаконных доходов и сокрытием фактически полученных средств», — пояснил адвокат Ибрагимов.

  • Реклама казино и азартных игр.

Несмотря на то что публичное распространение информации на аудиторию относительно организации и проведения азартных игр попадает под действие Уголовного кодекса России (ст.171.2), недобросовестных блогеров это не останавливает. Они продолжают активно рекламировать на своих ресурсах противоправную информацию.

«После масштабных проверок Лигой безопасного интернета многие топовые блогеры-миллионники получили предупреждение. Однако во внимание это приняли не все. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике открыто дело в отношении блогера Асхаба Тамаева. Его обвиняют в сознательной рекламе казино, вовлечении несовершеннолетних к участию в азартных играх», — привел пример Ибрагимов.

Однако, по словам эксперта, к реальной ответственности Тамаева привлечь практически невозможно. Это связано в первую очередь с особенностями российского законодательства. Ответственные за нарушения в сфере рекламы попадают под действие ст. 14.3 КоАП России с наказанием в виде штрафа 2–2,5 тыс. руб. для физлиц, 4–20 тыс. руб. для должностных лиц и 100–500 тыс. руб. для юрлиц. К уголовной ответственности блогера могут привлечь только в случае, если будет выявлено и доказано его непосредственное участие в организации азартных игр.

  • Продвижение мошеннических магазинов.

Не так давно стало известно о десятках пострадавших от действий мошенников, якобы продававших дорогостоящую технику по ценам ниже рыночного уровня. Реклама онлайн-магазина появилась одновременно в соцсетях ряда известных блогеров-миллионников, а также участников телепроекта «Дом-2», писали «Известия».

Жертвы мошенников оплатили покупку техники Apple, однако так и не получили ее. После того как информация была предана огласке, некоторые блогеры, рекламирующие интернет-магазин, попросили прощения у подписчиков и заявили, что сами стали жертвами аферистов.

«В соответствии со ст. 38 закона «О рекламе» пострадавшие вправе обратиться к правоохранителям с исками о возмещении ущерба. А вот блогеров могут привлечь исключительно к административному наказанию по ст.14.3 КоАП России. Для уголовного производства необходимы доказательства, что «лидеры мнений» осознавали, что имеют дело с мошенниками», — пояснил адвокат.

  • Создание финансовых пирамид.

Блогер заявляет об открытии инвестиционного проекта и приглашает принять в нем участие, рассказывая о небывалых бонусах и гарантированно высоких результатах.

Недавно стало известно, что блогера-миллионника Хизри Запирова (Хиза) отправили в колонию на четыре года за обман подписчиков, писал «Коммерсантъ». Пользуясь доверием поклонников, он вынуждал их перечислять ему денежные средства якобы для участия в инвестиционной игре. Никаких денег жертвы блогера в итоге не увидели. После проведения расследования было выявлено 19 фактов обмана граждан, совокупная сумма ущерба составила более 0,5 млн руб.

«Это дело стало одним из первых, когда блогер получил реальное уголовное наказание. Эксперты сходятся во мнении, что Хиза пошел на открытый обман своих подписчиков, за это и поплатился. Другие блогеры при рекламе различных сомнительных инвестпроектов действуют иначе. Они не берут деньги под свое имя, а являются исключительно рекламными лицами. Им грозит лишь административное взыскание за нарушение закона о рекламе», — подчеркнул Мадрид Ибрагимов.

Как не попасться на рекламные уловки блогеров

Чтобы не стать жертвой лохотрона по совету любимого блогера, нужно обстоятельно и тщательно обдумывать предложение, советует адвокат Людмила Дураева. Ведь мнение этого блогера не является истиной в последней инстанции. Следует проанализировать информацию о рекламируемой компании и предоставляемых ею услугах.

«Если блогер говорит обтекаемыми фразами, обещает гарантированный 100%-й результат, подает информацию невнятно и без конкретики, то это гарантированный развод на деньги».

Насторожить должно обилие положительных отзывов на странице блогера от аккаунтов без фотографий и личной информации.

«Блогер Лерчек на своей странице проводила так называемое «колесо фортуны», участвовать в котором могли только те люди, которые приобрели ее косметику на определенную сумму. После того как ФНС начала проверку блогера, выяснилась масса историй, когда победители лотереи не получали выигранные призы и были вынуждены обращаться за защитой своих интересов. При этом оставить комментарий на странице блогера было невозможно, отрицательный отзыв исчезал спустя несколько минут, а страница недовольного клиента моментально блокировалась», — привела пример адвокат Дураева.

Эксперт подчеркнула, что обещания быстрых денег всегда должны вызывать здоровый скепсис у пользователей Сети, это и станет для них гарантией сохранения своих накоплений.

Поделиться