В Роскачестве назвали способ обмана россиян при помощи нейросетей

. Художники-мошенники и «лжепокупатели». Что еще придумали аферисты
Обновлено 26 декабря 2022, 08:14
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Не вступать в подозрительные переписки в мессенджерах и не вносить полную предоплату до получения покупки в интернете посоветовали россиянам эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества. Мошенники постоянно совершенствуют свои способы «разводов» граждан в Сети. Какие сейчас существуют уловки — специалисты рассказали РБК Life.

Художники-обманщики

На досках объявлений предприимчивые люди стали публиковать объявления с предложениями нарисовать на заказ аниме-портрет ценой от 300 до 3500 руб. На деле портрет бесплатно создаст нейросеть, а заказчику его продадут за вознаграждение.

«В интернете доступны графические нейросети, например Stable Diffusion, с открытым исходным кодом. Любой желающий может пользоваться ее возможностями и творить произведения искусства», — пояснили эксперты в беседе с РБК Life.

Покупатели-обманщики

Обман при покупке-продаже в интернете, когда пострадавшей стороной становится не покупатель, а продавец. Например, человек решил продать что-то и разместил об этом объявление. Появляется «покупатель», готовый перечислить предоплату или даже полностью оплатить товар переводом на банковскую карту, и просит номер карты продавца. Желание «покупателя» заранее оплатить товар усыпляет бдительность. Если продавец назовет номер своей карты, то через некоторое время «покупатель» позвонит и попросит назвать код из смс-сообщения, которое прислал банк. Если это сделать, то карта окажется привязана к постороннему виртуальному счету, что позволит снять с нее все доступные средства.

Продавцы-обманщики

Более традиционный вид обмана в интернете — продавцы, которые на самом деле мошенники. Как правило, аферисты предлагают купить товары с оплатой напрямую им на карту. Потом покупатель не увидит ни товара, ни возврата денег по инициативе продавца. Можно попытаться вернуть деньги, обратившись в полицию. Приложить к заявлению номер карты продавца, номер телефона, с которого могла идти переписка в мессенджерах, скриншоты переписки и чек о переводе из интернет-банкинга. Имея эти данные, полиция с большой вероятностью сможет идентифицировать личность продавца и привлечь к ответственности.

Как не попасть на интернет-аферистов:

  • Не соглашаться вести переписку в мессенджерах. Номер там могут скрыть или использовать подставную сим-карту.
  • При всех видах сделок онлайн за пределами официальных магазинов задавать продавцу как можно больше вопросов о товаре, способах оплаты, доставке, возврате, товарных и фискальных чеках.
  • Чтобы убедиться, что на сайте выставлены не чужие фотографии, спросить, где товар можно посмотреть вживую или созвониться по видеосвязи.
  • Насторожиться, если требуют полную предоплату за пересылку и категорически отказываются отправлять товар без нее. Обычно магазины могут отправлять товар без предоплаты с оплатой на пункте выдачи или в отделении Почты России.

Ранее специалисты «Лаборатории Касперского» назвали наиболее популярные схемы телефонного мошенничества в 2022 году. В их число вошли:

  • активное использование номеров других государств (наибольшее количество подобных вызовов происходило от абонентов из Турции, Казахстана и Ирана);
  • использование мессенджеров вместо классических способов со стандартными звонками (в отличие от обычных звонков такие вызовы сейчас нельзя блокировать или отслеживать централизованно);
  • звонки от якобы представителей правоохранительных органов. Этот способ обмана долгое время оставался невостребованным, однако с марта вновь приобрел популярность у злоумышленников.
Поделиться