Как сменить врача, с которым не сложились отношения. Инструкция

. Написать заявление и заручиться согласием потенциального нового доктора

Адвокат Софья Рубасская: чтобы прикрепиться к другому доктору в поликлинике, необходимо сначала получить его согласие и написать письменное заявление

Обновлено 02 августа 2023, 13:50
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Необязательно обслуживаться в поликлинике, которая не нравится, или наблюдаться у врача, с которым не сложились отношения. Можно выбрать на свое усмотрение и клинику, и доктора. Это предусмотрено статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», рассказали РБК Life в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Пациент имеет право на выбор врача в поликлинике с учетом согласия самого доктора. Но менять свое решение можно не чаще одного раза в год, исключением станет только переезд. Выбрать раз в год можно терапевта, педиатра, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера. Помимо этого, многие россияне не знают, что прикрепиться можно не только к больнице рядом с домом, но и к любой другой поликлинике.

«Допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к участковым терапевтам и врачам общей практики для наблюдения и лечения. Но надо учитывать, что существует и рекомендуемая численность прикрепленных граждан», — пояснила редакции заместитель председателя ФОМС Светлана Кравчук.

При этом врач давать согласие на наблюдение за пациентом не со своего участка не обязан, рассказала РБК Life адвокат Софья Рубасская. Если жизни пациента ничто не угрожает, то мотивировать отказ доктор может проживанием вдали от пациента, большой загруженностью и так далее. Выбрать можно и узкого специалиста. Чтобы поменять врача, надо подать заявление (лично или через своего представителя) на имя руководителя медицинской организации и объяснить причину смены специалиста.

«Например, Тамара Федоровна М., обратившись в поликлинику, выяснила, что офтальмолог, который принимает пациентов, — молодой человек 27 лет от роду, совсем недавно завершивший обучение в медицинском вузе. Женщина сочла, что у такого молодого врача мало опыта и он может причинить вред ее здоровью в силу неопытности. Поэтому она указала свои соображения в письменном заявлении на имя главного врача», — объяснила адвокат.

Получив заявление пациента, главный врач медучреждения обязан его проинформировать о том, какие специалисты работают в организации. Если специалистов несколько, он предоставляет возможность выбора специалиста из числа имеющихся при условии согласия самого доктора. Если же врач отказывается брать пациента, главврач должен далее оказывать содействие пациенту, предлагая другие кандидатуры.

«Но если ни одна из них пациента не устроит, останется лишь кардинальный шаг — смена медицинского учреждения. Поскольку в медучреждении, куда обратилась Тамара Федоровна, работали лишь два офтальмолога, но один ее не устроил, а другая находилась в декрете, больше главврач никого не смог предложить. Тамара Федоровна занялась поиском иного медицинского учреждения и, найдя его, прикрепилась туда и смогла наблюдаться у более опытного доктора, как и хотела», — привела адвокат практический пример.

Ранее в Минздраве России привели примерный перечень провокативных фраз, от которых врачам рекомендовано отказаться в пользу более корректного аналога. Медработникам не стоит говорить «не знаю, кто вам такое сказал» и «а мы-то здесь при чем?». В ведомстве посоветовали принести извинения и предложить разобраться в ситуации. Ошибочными сочтены и фразы, возлагающие вину на пациента, а также «вы меня, конечно, извините, но...», «вы что-то путаете», «вы меня не слышите?» и «что вас еще не устраивает?».

Поделиться