Дягилевский фестиваль прошел в Перми: его музыка и главные герои

. Где искать «Персефону», концерты Алексея Ретинского и musicAeterna folk

В Перми прошел Дягилевский фестиваль. Почему это важное событие в культурном ландшафте страны

Обновлено 14 июля 2023, 06:56
<p>Оперный спектакль &laquo;Персефона&raquo;</p>
Фото: Пресс-служба

Оперный спектакль «Персефона»

Каждое лето меломаны слетаются в Пермь, чтобы не спать и слушать редкие и премьерные сочинения, смотреть сайт-специфик постановки музыкального театра и говорить о музыке с утра до утра. С 22 июня по 2 июля, за 11 дней Дягилевского фестиваля, более 20 тыс. зрителей посетили 150 событий. Среди них пять премьер, некоторые из которых были собраны специально под фестиваль и больше нигде показаны не будут.

Обозреватель РБК Life и автор телеграм-канала «Что посмотреть?» Елена Свиридова побывала на событиях основной программы, посетила 30 мероприятий фестивального клуба и рассказывает про героев Дягилевского, постановки с их участием и грядущие события, которые позволят познакомиться с творчеством исполнителей, композиторов и хореографов.

В этом году программу отличали интертекстуальность тем и фокус на большую форму. На Дягилевском были представлены три оперные премьеры: оратория по Генделю «Триумф Времени и Разочарования», экспериментальная опера на открытом воздухе «Поэма горы» и диптих по Стравинскому — мелодрама «Персефона» и Симфония псалмов. «Триумф» можно будет увидеть в новом сезоне на сцене Нижегородского театра оперы и балета, а вот две другие постановки больше показывать не планируют. По крайней мере, пока.

Но были и другие премьеры.

  • «В память о Прометее» — моноперформанс греческой команды, актрисы Софии Хилл и композитора Панайотиса Велианитиса, российская премьера.
  • «Персефона. До» — сайт-специфик-аудиоспектакль режиссера Евгения Маленчева, драматурга Екатерины Августняк и армянского композитора Рубена Антоняна. Постановку подготовили специально для фестиваля как предчувствие главной премьеры и показывали на судостроительном заводе в Закамске.

Программа состояла традиционно из трех больших направлений: основное — с концертами и перфомансами, на которые сложно было достать билеты сразу же после старта продаж; фестивальный клуб с бесплатными событиями и лекциями и образовательный блок для профессионалов и студентов индустрии. Многие события основной программы (уже второй год, кстати) транслировались онлайн и, за исключением главной премьеры, будут доступны в записи на YouTube-канале фестиваля.

По словам организаторов, их уже посмотрели более полумиллиона человек. Мария Невидимова, музыкальный критик и модератор паблик-тока Дягилевского, так описала атмосферу на фестивале в этом году: «Кризисные годы выпрямляют «осанку» феста. Никаких вам больше ночных мистерий с ладаном, никакого Целана и Бодлера. Дионисийское засыпает, просыпается аполлоническое. Главные премьеры — это красивейшая «Персефона» Стравинского в постановке Анны Гусевой и «Триумф Времени и Разочарования» Генделя, в котором режиссер Елизавета Мороз, вопреки сюжетному моралите, защищает хьюманизированную Красоту.

Подтягивается и образование. Фестивальный клуб сделал акцент на паблик-токах с артистами, на лекциях ведущих музыковедов, на творческих секциях для детей и хоровых активностях для взрослых. Все это было и раньше, но в 2023 году обрело новую площадку в центре города — пространство «Свет», став более компактным по времени и заметным для публики, которая устраивала аншлаг практически на каждом мероприятии.

Дягилевский фестиваль не имел бы такого успеха, если бы всякий раз не резонировал со временем. Так и в этот раз: все, что нам сейчас нужно, — это красота, образование и местами женщины у руля».

Некоторые постановки продолжат жизнь в Перми и будут доступны и вне Дягилевского. Ищите перформансы творческого объединения «немхат» и спектакли Свободного театра современного танца на пермских афишах.

Фестиваль не только резонирует со временем, но и активнее захватывает городское пространство. Перми в этом году исполнилось 300 лет, и в честь этого Дягилевский выпустил карту с бонусами от кафе, ресторанов, цветочных магазинов и салонов красоты. Во время фестиваля по билету или бейджу участника можно было получить сладость, бокал просекко, рюмку авторской настойки или скидку.

Негласными лейтмотивами программы можно выделить природные циклы рождения и смерти и вообще внимание к традициям и корням. На тему языка события рефлексировали открыто и опосредованно. Например, программу концерта МАСМ «Без слов» представили как калейдоскоп способов работы современных композиторов с вербальным текстом — от типичного пропевания до радикального всхлипывания в такт эмоциям сюжета.

Образы Персефоны и Прометея стали заглавными: к их жертвенности и человеколюбию обращались сюжеты перформансов, тексты лекций и сценические решения постановок. «Персефоны зерно гранатовое» кочевало метафорой из постановки в постановку, а фраза «Прометей не только дал людям огонь, но и научил их не боятся смерти» звучала как мета-месседж всего фестиваля.

Герои и события фестиваля

Айсылу Мирхафизхан, оперный спектакль «Персефона»

В августе прошлого года на базе Дома радио хореограф Анастасия Пешкова с художественным руководителем Теодором Курентзисом и режиссером Анной Гусевой сформировали танцевальную труппу musicAeterna Dance. Теперь танцовщики, хор и оркестр musicAeterna создают синкретичные постановки с нуля, утверждая ценности тотального театра. Главная премьера Дягилевского — дело их рук. Творческое трио Курентзис — Гусева — Пешкова представило диптих по Стравинскому. Айсылу сыграла роль Персефоны в одноименной мелодраме. По задумке композитора (вернее — по заказу Иды Рубинштейн, исполнявшей роль Персефоны на премьере сочинения), героиня не поет, а декламирует текст мелодрамы на французском. В интерпретации режиссера Анны Гусевой Персефона еще летает, рубит топором гранат, умирает и воскресает, танцует в соло и дуэтах.

Где еще познакомиться с творчеством: Айсылу — универсальный артист musicAeterna. В новом сезоне ждем ее хореографические и драматические роли в постановках на площадке Дома радио и во время резиденций musicAeterna в Москве на сцене ДК «Зотов».

Алексей Ретинский, увертюра к увертюре «У воды нет волос»

Алексей Ретинский переехал из Вены в Санкт-Петербург и стал первым композитором-резидентом Дома радио в 2020 году. Сейчас, как говорит сам Алексей, его работа напоминает деятельность придворного композитора — писать по случаю, к определенным событиям. По заказу оркестра радио Юго-Западной Германии (SWR) для совместного тура под управлением Теодора Курентзиса композитор написал увертюру к увертюре из «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера. Весной программа из увертюр Вагнера и сочинения Ретинского была представлена в европейском туре. А в июне оркестр musicAeterna сыграл эти же сочинения на Дягилевском. Только увертюру из «Нюрнбергских мейстерзингеров» заменили на отрывок из «Гибели богов». Помимо премьеры-оммажа Ретинский презентовал в рамках фестиваля аудиовизуальный перформанс «Весной». Под черно-белую картину Михаила Кауфмана композитор сыграл сет на электронике и диджериду.

Где еще познакомиться с творчеством: 10 и 11 июля на сцене БДТ в хореографической постановке «Дуо» в рамках фестиваля Context. Алексей Ретинский отвечает в проекте за музыкальную составляющую, Диана Вишнева — за пластическую. Эту же постановку в сентябре привезут в Москву. Показы пройдут на сцене РАМТа.

Ольга Цветкова, экспериментальная опера «Поэма горы»

В своей книге исследователь современного танца Анна Козонина говорит о творчестве Цветковой как о «самых странных танцах». С 17 лет Ольга занимается популяризацией контемпорари и экспериментальной хореографии среди институций и широкой аудитории. Уже пару лет авангардный хореограф активно сотрудничает с Домом радио и Дягилевским. Ее работа Soulwhirl, представленная на фестивале в 2022 году, была номинирована на «Золотую маску». В этом сезоне Ольга выступила как хореограф и перформер в команде экспериментальной оперы на открытом воздухе. На склоне у Камы под стихи Цветаевой, шумовую музыку и русские народные песни группа женщин, соединяясь в архитепичную душу, проживает ритуал женской инициации.

Где еще познакомиться с творчеством: 22 июля недалеко от Суздаля Ольга представит свое экспериментальное «Лебединое озеро». В Петербурге 6 августа можно будет посмотреть ее работу на музыку Сергея Курехина в студии перформативных искусств «Сдвиг». А 13 августа в Переделкино Цветкова покажет большой сольный «Реквием», он же поедет на гастроли в Швейцарию.

musicAeterna folk, концерт этнической музыки

В мае продюсерский коллектив musicAeterna объявил open call среди фольклорных исполнителей, чтобы пополнить картотеку штатных трупп (оркестр, хор, балет) еще и коллективом народного творчества. Меньше чем за месяц был собран мини-ансамбль из топовых исполнителей. Новый сложный репертуар коллектив представил в Доме радио на концерте-презентации за день до Дягилевского: раскатистые песни казаков-некрасовцев, торжественные вологодские свадебные распевы, обрядовые плачи-причитания. На фестивале к musicAeterna folk присоединились еще два коллектива традиционной песни. Вместе с мастерами горлового пения из Тувы «Хуун-хуур-ту» и алжирским трио импровизаторов Jazzayris они исполнили почти двухчасовой концерт этнической музыки, по очереди демонстрируя музыкальные традиции. Вскоре после начала концерта сформировалось ощущение единого потока песен, общечеловеческой народной души, зафиксированной в сказаниях и преданиях.

Где еще познакомиться с творчеством: прямо сейчас коллектив выступает в рамках резиденции в Переделкино. А осенью на сцене РАМТа будут показы синкретичной постановки «Дуо» на хореографию Дианы Вишневой и музыку Алексея Ретинского. musicAeterna folk исполнит в спектакле фрагменты из своего народного репертуара. Коллектив входит в экосистему резидентов Дома радио, так что ожидаем концертов с обновленной программой в новом сезоне.

Андреас Мустукис, мировая премьера

Композитор-резидент Дома радио в июне представил три премьеры одну за одной. На закрытии фестиваля новой музыки ReMusic в Петербургской филармонии ансамбль солистов «Студия новой музыки» исполнил его сочинение, вдохновленное текстами Борхеса, — TLON. Правда, написано оно было в 2014 году, но в России исполняется впервые. В силу хронологии композиция звучит достаточно холодно и атонально в противовес двум свежим премьерам — романтически красивым сочинениям для хора. Финальным аккордом резиденции Мустукиса в Доме радио стал концерт хора musicAeterna под управлением Виталия Полонского. Вторым отделением коллектив исполнил микрополифоническую композицию IM ÄTHER. Мировая премьера сопровождалась абстрактной видеографией. Аперитивом к концерту открыли выставку художественных работ Мустукиса, написанных в стиле Герхарда Рихтера. На Дягилевском также прозвучала мировая премьера — работа Мустукиса на тексты Гийома Аполлинера. L'Adieu — тончайшая музыкальная вязь из сопрано, ксилофона и электроники.

Где еще познакомиться с творчеством: 15 сентября в «Зарядье» на концерте с участием музыканта musicAeterna Андрея Волосовского будет исполнено сочинение «Ba» Андреаса Мустукиса. А пока можно посмотреть запись концерта Московского ансамбля современной музыки с Дягилевского, во время которого музыканты исполнили последнюю премьеру композитора — L'Adieu.

Поделиться
Авторы
Теги