Размах бродвейского мюзикла. Почему надо сходить с детьми на «Карлик Нос»
. В Москве и Петербурге идут премьерные показы постановки Театра-ТеатраВ Москве и Петербурге пройдут показы постановки «Карлик Нос» с бродвейским размахом
«Карлик Нос» — культовый (получивший восемь номинаций на театральный «Оскар» — «Золотую маску») детский музыкальный спектакль показывают в Москве и Петербурге при поддержке «Яндекс.Афиши» и «Плюс Студии». Постановку пермского Театра-Театра можно будет увидеть с 23 по 28 июня на сцене РАМТа и с 30 июня по 1 июля в Балтийском доме (Санкт-Петербург). Мюзикл с премьеры в 2017 году уже успели показать в Красноярске, Новосибирске, Тюмени, Хабаровске и Воронеже. Наконец семейная постановка доехала и до зрителей обеих столиц.
Обозреватель РБК Life и автор Telegram-канала «Что посмотреть?» Елена Свиридова рассказывает, за счет каких художественных приемов сказка Вильгельма Гауфа приобретает размах бродвейского мюзикла.
Мюзикл «Карлик Нос» — это двухтактное сочинение по мотивам одноименной сказки немецкого автора Вильгельма Гауфа. В центре сюжета оказывается мальчик Якоб и его история взросления. Вместе с ним зрители пройдут путь героя и поймут, что внутренний мир важнее внешности, а с верными друзьями никакие беды не страшны. Нарратив повторяет содержание сказки с небольшими отклонениями. Якоб торгует вместе с мамой на рынке зеленью, там же происходит его встреча со злой колдуньей. Вместе с ведьмой Крейтервейс он отправляется в темный лес, где на него накладывают проклятье. Маленький мальчик превращается в карлика, но с умениями искусного повара. В родной деревне Якоба-карлика никто не узнает, и ему приходится искать новых друзей, которые и помогут ему снять чары колдуньи.
Постановка пермского Театра-Театра — не адаптация зарубежного опыта, как часто бывает в музыкальном театре. Мюзикл был создан специально по заказу театра. Над либретто работали композитор Лора Квинт и поэт Николай Денисов, а Борис Мильграм, художественный руководитель Театра-Театра, и завлит Илья Губин дополнили партитуру диалогами.
«Спектакль не только визуально эффектный — он глубокий по содержанию, поднимает серьезные философские темы и заставляет задуматься о терпении и о смирении со своей судьбой, о высокомерии и неуважении к другим людям, о преданности и мужестве. Это мудрая и добрая музыкальная сказка для всей семьи», — поясняет Борис Мильграм, художественный руководитель и режиссер спектакля.
Действительно, у Театра-Театра получилась фантасмагорическая постановка, которая понравится не только детям (спектакль доступен для зрителей с шести лет), но и взрослым. На сцене на равных правах с актерами труппы выступают юные артисты, отобранные в спектакль по кастингу, через оупен-кол.
Масштабные детские постановки — большая редкость на современной театральной сцене. И «Карлик Нос» — именно такой спектакль: более 30 артистов на сцене и дрессированный гусь Гриша (!), действие разворачивается под живой оркестр, а массовые сцены напоминают бродвейские шоу. При этом лаконичные декорации и элегантные решения в области сценографии погружают зрителей в атмосферу ожившей книги.
Визуальное решение принадлежит художнику-постановщику Денису Ахмедову: он вдохновлялся иллюстрациями к сказкам Вильгельма Гауфа и придумал декорации в духе книжной графики. С выдающейся работой художника по свету Тараса Михалевского мюзикл приобретает еще одну плоскость — театра теней. Световая партитура в постановке сложная и требует большой сцены, соответствующих технических возможностей площадки. РАМТ — как раз такой театр, именно здесь стали возможны гастроли постановки.
В репертуаре Театра-Театра есть и другие детские спектакли, а вот для Мильграма эта работа стала первой и пока единственной, рассчитанной на таких маленьких зрителей. В творческой биографии режиссера более 30 постановок только на сцене Театра-Театра, в основном по классической литературе — Чехов, Горький, Пастернак, Беккет, Ремарк. Неопытность режиссера в детских постановках только добавляет объема мюзиклу: в спектакле можно увидеть и цирковые номера с настоящими акробатами, и фокусников, и элементы эстрадного шоу. По завету Станиславского, артисты стараются играть для детей так же, как для взрослых, только гораздо лучше — ведь перед ними самые искренние и требовательные зрители, которые могут заскучать или начать капризничать.
«Юным зрителям недостаточно рассказать какую-то историю — нужно создать невероятный, фантастический визуальный мир, в том числе за счет технологий. Наш «Карлик Нос» наполнен волшебством: в нем над сценой летают ведьма Крейтервейс и мальчик Якоб, на кухне у герцога левитируют кастрюли, трость вдруг превращается в факел, а живая гусыня — в девушку», — делится режиссер. Для сложных технических трюков в команду постановки даже пригласили иллюзиониста Игоря Штейна и клоуна.
Мюзиклу не стоит боятся строгой критики юного зрителя: в нем органично сочетается бродвейский размах блестящих костюмов и массовых номеров вместе с доброй диснеевской моралью и поучительным хеппи-эндом. Словом, каждый зритель найдет чему улыбнуться в постановке.