«Заработок вырос в 10 раз». Истории блогеров, которые бросили соцсети
. Чем теперь занимаются бывшие инфлюенсеры и как изменился их доходРоссийские блогеры заявили о возросшем в 10 раз заработке после ухода из соцсетей
После блокировок крупнейших социальных сетей и ограничения монетизации для российских инфлюенсеров на западных платформах многие начали искать альтернативные варианты продвижения и новые способы заработка. Однако были и те, кто разочаровался в своей деятельности задолго до текущих геополитических событий и решил попробовать себя в совершенно других отраслях. РБК Life собрал несколько историй бывших блогеров, которые рассказали, почему они решили оставить профессию и как изменился их заработок.
Наталия Иванова
35 лет, от блога о туризме к школе личных финансов
Идея собственного туристического блога появилась в 2017 году, когда границы еще не были закрыты из-за пандемии. Я соотнесла свои навыки с тем, что в тот момент было интересно публике, так что выбор пал на путешествия. У меня был некоторый опыт в организации дальних поездок, поэтому многие мои знакомые обращались ко мне за помощью. Тогда-то и пришло понимание, что большинство людей, хоть и любят открывать для себя новые места, попросту не умеют пользоваться различными сервисами и самостоятельно продумывать для себя маршруты. А в те времена можно было улететь практически куда угодно за 10–15 тыс. руб., после чего взять в аренду машину и поехать в любом направлении. Именно такие поездки я и начала освещать в Сети.
Уже через полгода блог дошел до 30 тыс. подписчиков, а реклама и коллаборации начали приносить в среднем 200–300 тыс. руб. в месяц. На первых порах развитие шло путем проб и ошибок: брала 10 тыс. руб. рекламного бюджета, направляла его на различные стратегии, а после выясняла, какая из них зашла лучше. С выходом на более значительные обороты у меня появился собственный таргетолог — именно реклама в соцсетях для целевой аудитории принесла наибольшее количество подписчиков. А уже через год был запущен собственный курс с рассказами о различных фишках для путешественников, что начало приносить еще больший доход, нежели реклама. Когда после одного рекламного поста меня обвинили в мошенничестве, я окончательно поняла, что зарабатывать надо на продаже чего-то своего, в чем ты полностью уверен.
Рост продолжался вплоть до того момента, пока сам туризм не умер практически во всем мире из-за коронавируса. Плюс ко всему в тематике путешествий дальше мне расти уже было некуда. Задумалась о том, что умею, вернула себя в точку А и начала все заново.
Имея бэкграунд в нефтехимии и диплом экономиста, я увидела потенциал в сфере финансов и инвестиций. Однако, заходя в столь серьезную нишу, решила, что и вести себя в ней надо не с позиции блогера, а уже в роли эксперта. Выбирать можно было из двух направлений: получить сертификат Центробанка либо запустить собственную школу. В итоге выбрала второй путь и открыла платформу по финансовой грамотности.
Сперва я сама пошла на несколько профильных курсов, чтобы прокачать знания и навыки. Новое образование обошлось почти в 2 млн руб. Параллельно начала писать собственный курс, набирать сотрудников и кураторов. Опыта у меня особенно не было — приходилось прибегать к помощи знакомых. На обучение и развитие ушло целых два года. Однако уже в 2021 году у меня на руках была лицензия международного вуза, и я начала выдавать дипломы гособразца, а в 2022-м получила аккредитацию.
После ухода из блогинга буквально за год мой заработок вырос практически в десять раз. Но даже не в деньгах главная «судьбоносность» этого выбора: я в целом стала мудрее, мозг постоянно работает на пределе, появилась уверенность в себе. Вернуться я могу в любой момент. Но вести блог на какую-то «веселую тему» и продавать что-то недорогое мне уже неинтересно. Когда ты почувствовал, каково это — выстраивать компанию, возвращаться к старту уже не хочется. Зато теперь у меня есть огромный опыт работы с соцсетями, а также в сфере SMM и рекламы. Это никогда не будет лишним.
Леонид Гордя
30 лет, от YouTube-канала для школьников до 3D-эффектов в «Чебурашке»
Для меня, в прошлом школьного учителя, идея YouTube-канала с необычными уроками для старшеклассников была навязана обстоятельствами и началом изоляции в связи с COVID-19. В студенческие годы я играл в КВН, поэтому решил дурашливо преподносить информацию, которую детям нужно было запоминать всерьез. Существует определенная программа, которую учитель обязан выдать. И через шутки, через визуал надо преподнести это так, чтобы дети запомнили. Я тогда работал со старшими классами, преподавая историю и обществознание, и у них как раз шла подготовка к контрольным работам и экзаменам.
Со снятием самоизоляции и жестких ограничений пропал и смысл блога на YouTube. Это достаточно сложная платформа, а производство подобного контента для нее — очень трудоемкий процесс. Чтобы добиться там успеха, нужно много чего знать и уметь. Поэтому мы с командой перешли в TikTok, где начали работать на более узкую аудиторию, но быстро достигли отметки в 300 тыс. подписчиков. Вскоре я пришел к выводу, что, хотя работа над контентом мне и по душе, наши с командой мнения относительно развития блога расходятся. Однако полученные навыки и впечатления от создания видео привели меня к судьбоносному решению остаться в мире медиа и перейти в сферу визуальных эффектов.
В процессе обучения я наткнулся на motion-дизайн, нашел курсы по VFX (видеоэффектам. — РБК Life), прошел базовые уроки по GameDev (разработке игр. — РБК Life). В итоге решил заниматься 3D-эффектами. Одним из последних моих проектов был всем известный «Чебурашка», ставший самым кассовым фильмом в истории современного отечественного кинематографа. Сейчас у меня в работе несколько больших заказов от разных студий, а заработок в этой индустрии позволяет развиваться и расти.
В классический блогинг возвращаться не планирую. Мне это больше неинтересно, а желание добиваться публичности, работая над массовым контентом, я потерял. Но если захочется строить личный бренд, то буду над этим думать.
Яна Литвинчук
33 года, от блога сомелье до организации винных туров
Моя любовь к вину началась в Италии в 2014 году с дегустации «правильных» напитков и большого путешествия по винодельческим хозяйствам. Через год я поступила в одну из крупнейших школ сомелье, во время обучения в которой и родилась идея создать тематический винный блог. В то время подобных русскоязычных проектов практически не было, а профессиональную информацию о вине можно было получить только из книг и на специализированных курсах. Когда блог начал расти и сформировалась аудитория, я стала изучать инструменты и алгоритмы работы соцсетей, прошла профессиональный курс по SMM.
Заметив мой успех, ко мне стали приходить разные специализированные компании с просьбами помочь вести их аккаунты в соцсетях, а чуть позже подтянулись и сами производители вин, которые просили разместить рекламу продукции. На этом этапе блог стал приносить серьезную прибыль.
В 2018 году я познакомилась с одним севастопольским винодельческим проектом, в рамках которого родилась идея о продвижении небольших винодельческих хозяйств российских регионов. Летом 2019 года мы организовали первый винный тур для небольшой группы, в которой были в основном профессионалы, сомелье, рестораторы, а также просто любители российских вин. В итоге мною было разработано более 20 эногастрономических маршрутов в разных форматах по России, Армении, Южной Африке, Азербайджану, Грузии, Казахстану, Турции и другим странам.
После ухода в направление винного туризма моя жизнь превратилась в одно сплошное путешествие по разным странам. Например, первые месяцы 2023 года я провела в ЮАР, а, скажем, с апреля по июнь меня можно будет найти в Армении.
Переход с блогинга на новый бизнес я могу объяснить тем, что вино — это не онлайн, а исключительно офлайн-продукт. И изучать его нужно «с виноградника», на очных курсах через дегустации. Сейчас все мои проекты переориентированы на винный туризм, что отчасти связано и со снижением активности аудитории в Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена. — РБК Life). Полностью блог я тем не менее не забросила, он остается своего рода визитной карточкой.
В связи с чем блогеры отказываются от своей деятельности и почему вернуться в соцсети не так просто
«В случае, если после длительного перерыва блогер решит вернуться к своей деятельности, он может столкнуться с рядом сложностей.
- Подписчики больше не ждут от него контента. Часть пользователей Instagram перешли с этой площадки в отечественные социальные сети. Необходимо будет строго соблюдать ежедневный постинг для того, чтобы напомнить аудитории о себе.
- Нужно осваивать новые инструменты продвижения. После блокировки социальной сети в России у пользователей пропала возможность запускать рекламное продвижение внутри площадки. Появилась необходимость работать с новыми рекламными инструментами, например Reels.
Если блогер решил вернуться к ведению социальных сетей, на мой взгляд, стоит обратить внимание на отечественные площадки, скажем, создать страницу в VK или телеграм-канал. Именно здесь сейчас сконцентрированы активные пользователи. При этом не стоит отказываться от идеи ведения страницы, которая была ранее. Это хорошая возможность перекачать ту лояльную часть аудитории, которая осталась».
«Блогеры прекращают блогерскую деятельность при низкой монетизации блога, то есть когда отсутствуют рекламные контракты и предложения. Как правило, если блогер открывает свой бизнес или начинает заниматься туризмом, то он не прекращает вести блог, а наоборот, использует его как буст поиска клиентов. Таким образом он совмещает оба вида деятельности. Если говорить о «бывших блогерах», то, как правило, они не возвращаются в сферу. По крайней мере, успешных кейсов такого возвращения крайне мало».
«Некоторые оставляют блогинг в основном из-за эмоционального выгорания. По статистике, после пандемии коронавируса каждый пятый блогер стал публиковать меньше контента. Тенденцию можно связать со снижением творческой активности и способов эмоциональной подпитки путем, например, путешествий, офлайн-общения со своей аудиторией, другими инфлюенсерами и так далее. Также для многих блогеров становится потрясением снижение уровня вовлеченности подписчиков и собственных охватов. Неспособность следовать трендам в постоянно меняющейся интернет-среде зачастую становится причиной отказа от ведения собственного блога».