«Пел всем людям о России». Федор Шаляпин — в воспоминаниях современников
. К 150-летию великого русского артиста![<p>«Портрет Ф. И. Шаляпина», Борис Кустодиев (1922)</p>](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/42/756762826500421.webp)
«Портрет Ф. И. Шаляпина», Борис Кустодиев (1922)
Со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина 13 февраля исполняется 150 лет. Обладатель уникального баса воплотил в себе все противоречия русской действительности. Он был выходцем из крестьянской семьи и дружил с представителями русской и европейской аристократии. Начинал петь в церковном хоре, а во взрослой жизни выступал на самых престижных мировых сценах, по всей Европе и в Америке. Был счастливо женат на приме итальянского балета Иоле Торнаги и имел шестерых детей, но фактически оказался двоеженцем, сблизившись с Марией Валентиновной Петцольд. Получил абсолютное признание на родине и звание народного артиста республики, а умер в эмиграции.
Шаляпин прославился не только удивительным голосом (у него был одновременно мощный, бархатный и при этом высокий бас), но и умением перевоплощаться на сцене. Причем он сам придумывал свои образы: Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуно, Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Мельника в «Русалке» Даргомыжского, Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Его репертуар насчитывает около 400 произведений.
Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова
Артист сам себя гримировал, нанося грим не только на лицо, но даже на руки и тело. И здесь в полной мере проявился его талант живописца и скульптора. Шаляпин дружил с лучшими художниками своего времени: Врубелем, Коровиным, Серовым, Поленовым, Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Хорошо известны его портреты кисти Кустодиева, Репина, Серова, но немногие знают, что и сам певец прекрасно владел кистью и карандашом, делал стремительные наброски друзей и собственные карикатурные изображения.
Федор Иванович Шаляпин скончался 12 апреля 1938 года в Париже, лишь полвека спустя его сын Федор добился разрешения перезахоронить прах отца на Новодевичьем кладбище. В Москве на Новинском бульваре с 1988 года работает музей-усадьба великого артиста, здесь он прожил с 1910 по 1922 год. Инициатором его открытия стала супруга певца Иола Торнаги, сохранившая коллекцию сценических костюмов и личных вещей мужа. Она же, а также другие современники Шаляпина, могут лучше всего рассказать о том, каким он был. Вот некоторые выдержки из их воспоминаний.
«Слабо развиты верха. Пускай пока привыкает к сцене годика два». (1894)
«Феденька, вы можете делать в этом театре все что хотите! Если нужно поставить оперу, поставим оперу. Для вас» (1896).
![Савва Мамонтов](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/10/756762796542105.jpg)
«Из исполнителей мы отметим господина Шаляпина, обширный по диапазону бас которого звучит хорошо, хотя и не особенно сильно в драматических местах. Играет артист недурно, хотя хотелось бы поменьше величавости и напыщенности» (1896).
![Журналисты газеты «Волгарь»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/58/756762796706587.jpg)
«Вспоминается один осенний вечер 1904 года. Меня внезапно известили, что сегодня вечером у меня будут гости, и много гостей: приехал в Москву Горький, обещал приехать Шаляпин, будут петербуржцы и многие товарищи, которые все уже извещены и приедут непременно. Действительно, к вечеру собралось немало народу. А Шаляпин, как только вошел, сейчас же заявил нам шутливо:
— Братцы! Петь до смерти хочется!
Он тут же позвонил по телефону и вызвал Сергея Васильевича Рахманинова и ему тоже сказал:
— Сережа! Возьми скорее лихача и скачи на «Среду». Петь до смерти хочется. Будем петь всю ночь!
Рахманинов вскоре приехал. Шаляпин не дал ему даже чаю напиться. Усадил за пианино — и началось нечто удивительное. Это было в самый разгар шаляпинской славы и силы. Он был в необычайном ударе и пел действительно без конца. На него нашло вдохновение. Никогда и нигде не был он так обаятелен и прекрасен, как в этот вечер».
![Николай Телешов](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/66/756762796997660.jpg)
«Одним великим художником стало больше» (1898).
![Владимир Стасов](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/22/756762797411223.jpg)
«Главным украшением спектакля был Шаляпин, исполнивший роль Грозного. Он создал очень характерную фигуру».
![Николай Кашкин](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/24/756762797748240.jpg)
«Театр готовился к постановке «Евгения Онегина». Роль Гремина была поручена Шаляпину. В этом спектакле я не была занята, и Мамонтов пригласил меня на первую генеральную репетицию, на которой присутствовали лишь свои. Из дверей, ведя под руку Татьяну, вышел Гремин-Шаляпин. Он был так значителен, благороден и красив, что сразу завладел вниманием всех присутствовавших… Я уже не могла оторвать взора от Шаляпина. Вот встреча с Онегиным и наконец знаменитая ария «Любви все возрасты покорны…» …Я внимательно слушала Шаляпина. И вдруг среди арии мне показалось, что он произнес мою фамилию — Торнаги. Я решила, что это какое-то русское слово, похожее на мою фамилию; но все сидевшие в зале засмеялись и стали смотреть в мою сторону. Савва Иванович нагнулся ко мне и произнес по-итальянски: «Ну, поздравляю вас, Иолочка! Ведь Феденька объяснился вам в любви…»
![Иола Торнаги](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/00/756762798865001.jpg)
«...Его влекли все области искусства. Он не мог видеть карандаш, чтобы сейчас же не начать им рисовать. Притом где попало — на скатертях в ресторанах, на меню, на газетах...»
![Константин Коровин](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/46/756762799746460.jpg)
«Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь терния и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она — внутри, в глубине своей — талантлива и крупна, обаятельна».
![Максим Горький](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/48/756762800095489.jpg)
«Решительно, из Шаляпина вышел бы замечательный художник, если б он не был удивительным артистом. Он не только поет, играет — он рисует, он лепит на сцене. Эта зловещая голая фигура, завернутая в черное покрывало, гипнотизирует и давит зрителя».
![Влас Дорошевич](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/86/756762802622864.jpg)
«Вспоминается мне один из званых обедов у Шаляпиных в Зачатьевском переулке. Стол был усыпан пармскими фиалками, около каждого прибора была карточка приглашенного. Меня очень важно посадили между Рахманиновым и хозяином дома. Были еще М. А. Слонов, Ф. Ф. Кенеман, балерина итальянка Джури с мужем Карзинкиным, очень хорошим человеком… Здесь же были И. М. Москвин, К. А. Коровин, В. А. Серов — одним словом, блестящее общество артистов и художников…»
![Елена Рожанская-Винтер](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/20/756762805240208.jpg)
«В столовой на огромном столе, покрытом белоснежной скатертью, стояли закуски, графин с водкой и бутылка красного вина «Бордо». Это было любимое вино отца и посылалось ему специально из Франции, на этикетке стояла надпись: Envoi special pour M. Chaliapine. За столом уже сидели домашние и друзья отца: Коровин, Сахновский и другие. Отца встретили импровизированным тушем... Отец был в отличном настроении, рассказывал смешные анекдоты, соперничая в этом с К. А. Коровиным…»
В разгар ужина появились И. М. Москвин, Б. С. Борисов и А. А. Менделевич.
«С их приездом за столом стало совсем оживленно… Отец, вспомнив свои юные годы, когда мальчиком служил он певчим в церковном хоре, предложил Ивану Михайловичу спеть вместе с ним несколько церковных песнопений. На два голоса с Москвиным они замечательно спели «Ныне отпущаеши раба твоего...» и «Да исправится молитва моя...». Затем отец попросил Исая спеть еврейские песни.
Высоким тенорком Исай затянул еврейскую песенку, к нему примкнули Борисов и Менделевич и, наконец, сам Федор Иванович. Еврейский хор получился блестящий. Особенно старался Исай: откинув назад голову, прикрыв глаза и держа в руках платочек, он, упиваясь мелодией, выделывал какие-то рулады, а отец гудел на низких басовых нотах. Первым не выдержал и захохотал отец — это было сигналом к общему громогласному смеху.
— Ну а теперь надо закончить вечер оперой! — И вдруг, схватив графин с водой и держа его на плече, отец запел, идя вокруг стола: «Ходим мы к Арагве светлой каждый вечер за водой...».
За ним встал Москвин, а затем и все остальные. Процессия двинулась по всем комнатам и с пением вернулась в столовую».
![Ирина Шаляпина](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/81/756762803552814.jpg)
О вечеринке в Сен-Жан-де Люзе:
«Тут было много знаменитых артистов: скрипач Жак Тибо, композитор Равель, Чарли Чаплин и другие. Играли сонату для двух скрипок, причем Тибо, уступив первое место известному русскому артисту, согласился занять место второй скрипки. Чарли Чаплин, забыв или отказавшись помнить, что он мировой Шарло, удалился в глубину холла, в котором мы ужинали, преобразился в японскую гейшу и спел несколько японских песен с необыкновенным даром подражания. Что касается Феди, то, оставив в стороне свой голос и свой гений, он сел за маленький гримировальный столик и как по волшебству превратился в кокетку 1900 года, совершающую свой туалет, с неподражаемыми ужимками, заставляющими забыть его рост и пол. Этот вечер завершился богатым ужином, на котором сами артисты подавали волжские стерляди наряду с великорусскими рябчиками…»
![Клод Фаррер](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/80/756762804320808.jpg)
«Я еще понимаю, если побудет такой народный артист республики за границей несколько месяцев — скажем, полгода, даже год — подлечится, отдохнет и вернется восвояси, к себе, в СССР. А если он путешествует по Америкам и Европам разным — годы, да встречается там со своими знакомыми — «бывшими» русскими каждодневно, да, гастролируя в театрах всех материков, зашибает громадную деньгу, приобретает дома, имения и виллы? <...> Кто он тогда? Народный ли артист республики или… заслуженный артист императорских театров и солист его величества?
Почему мы молчим? Почему не положить предел издевательству и наглости над всем СССР этого свиты его величества народного артиста республики?
Почему нам не заявить, что нет места среди работников искусств, среди людей, носящих почетное звание народного артиста республики, — людям-хамелеонам, ренегатам, подобным господину Шаляпину?» (1927)
![С. Симон](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/07/756762802904071.jpg)
Стихотворение «Господин «народный артист», опубликованное в газете «Комсомольская правда» 2 июня 1927 года:
«Вынув бумажник из-под хвостика фрака,
Добрейший
Федор Иваныч Шаляпин
на русских
безработных
пять тысяч франков
бросил
на дно
поповской шляпы.
Ишь сердобольный,
Как заботится!
Конешно,
плохо, если жмет безработица…»
![Владимир Маяковский](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/29/756762803836293.jpg)
«Все прекрасно знают, что Шаляпин заработал огромные деньги, составил себе немаленькое состояние, и ссылки такого человека на денежный характер препятствий к приезду на несколько месяцев в свою страну не только кажутся неубедительными, но носят в себе нечто смешное и отталкивающее. Единственным правильным выводом из создавшегося положения было бы для Шаляпина, несмотря на лишение его звания народного артиста, приехать в Россию и здесь своим огромным талантом искупить слишком долгую разлуку… Конечно, Шаляпин уже давно как бы приостановился в своем творчестве. Это постигает часть наших артистов за границей и вообще людей, начинающих эксплуатировать свою славу, а не жить для творчества. Оба эти момента сказались на Шаляпине. Его оперный и концертный репертуар застыл. Но ни в каком случае нельзя отрицать, что Шаляпин сохранил в очень большой мере свои необыкновенные голосовые данные и остается тем же замечательным артистом, каким и был».
![Анатолий Луначарский](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/68/756762804058681.jpg)
«Как ярко и точно я помню его монолог Бориса на дягилевских концертах в Париже (весной 1907 года)! Во фраке, почти без мимики, он дал нам великое художественное потрясение, и не нам одним, русским, а и французам, которые ни слова по-русски не понимали. А в Москве, в «Русалке», когда он в первом действии вставал с бревна, около двух третей партера невольно встало тоже. Я это видел. Это потрясение, это забытье себя нам, грешным, милее всякого законченного искусства. Очень большая фигура ушла с его смертью в прошлое, и людям, его не видевшим, несмотря на всякие граммофоны, трудно, вернее, невозможно, будет его себе вообразить».
![Александр Бенуа](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/46/756762802314460.jpg)