«Приходят с беседами». Удаленщики — о запрете работать из дома
. В некоторых компаниях сотрудников уже обязали вернуться в офисРоссийские удаленщики высказались о запрете работать из дома
В России активно обсуждают возможность запретить работать удаленно. Критерии нового закона с декабря пытаются определить в Совете Федерации. Сенатор Андрей Клишас в разговоре с «Ведомостями» указал, что новый закон будет действовать для сотрудников из «чувствительных сфер экономики», в числе которых — государственный сектор и транспортная безопасность. «Смысл в том, чтобы с учетом всех обстоятельств обеспечить коммерческую и информационную безопасность», — отмечала спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
Готовящийся законопроект раскритиковали в Минцифры, так как он приведет к «снижению темпов развития цифровых платформ и решений», что «может негативно сказаться на их конкурентоспособности». Несмотря на это, в некоторых компаниях удаленную работу уже стали запрещать. Например, VK негласно попросила своих сотрудников вернуться в офис, хотя в компании это отрицают.
В сложившихся условиях РБК Life решил расспросить работающих на удаленке людей о том, как они относятся к грядущему запрету и что собираются делать, если их уже попросили вернуться.
Илья
Инженер-программист
Четыре года работаю в крупной российской компании Diasoft и занимаюсь разработкой программного обеспечения для автоматизации банковских процессов. На удаленке с 2020 года, когда началась пандемия. У нас в компании сейчас не говорят о том, что нужно будет возвращаться в офис. Да, я слышал, что такие разговоры ведутся в целом. Я думаю, это во многом связано с арендой. Часть людей вернется в офис, чтобы помещения не простаивали.
Что касается Diasoft, то не думаю, что нас заставят возвращаться в приказном порядке. Если это все же случится, я буду работать в офисе. Мне, конечно, привычнее работать в одиночестве, без посторонних шумов, не нравится рано вставать и ездить на метро, но принципиально меня дома ничто не держит. Я считаю, что человек — существо адаптивное, поэтому, думаю, что привыкну к иному распорядку.
Анонимный сотрудник VK
Улетел из России в конце прошлого года. Тогда как раз пошли слухи, что у нас в компании начинают заставлять возвращаться. Услышал сперва это от коллег, которые уже за границей. Якобы к ним стал приходить hr с частными беседами. А потом руководители стали говорить об этом уже открыто на встречах. Некоторые парни уже вернулись, чтобы не терять работу. У меня есть время принять решение до конца февраля. Не хочу возвращаться. Что будет дальше у меня с работой, не знаю. Ситуация правда непростая. Думаю, что многие сотрудники больших компаний, которые не будут готовы вернуться в офис, окажутся на рынке труда. Я же готовлю финансовую подушку.
Арина
Тимлид редакции лендингов
Работаю в образовательной платформе «Нетология» и управляю своей командой из восьми редакторов. Начала работать на удаленке еще до пандемии. Даже тогда я не рассматривала работу в другом формате. Не хотелось жертвовать комфортом — особенно тратить время и деньги на дорогу до офиса.
Слышала, что в России планируют прикрыть удаленку, но надеюсь, что моей компании это не коснется. Если меня попросят вернуться в офис, то мне придется попрощаться со своей работой. Живу не в России уже больше года. И даже когда уезжала, то не планировала сюда возвращаться. Если массовый возврат в офис все же произойдет, то компании потеряют много классных сотрудников. Процесс начался уже сейчас — нескольких моих знакомых уже попросили вернуться. Насколько я поняла, они выбрали не возвращаться.
Никита
Бильд-редактор
Я начал работать на удаленке еще в 2019 году. Поначалу было непривычно, так как дома я постоянно отвлекался на разговоры с женой, но затем привык и даже отгородил себе отдельный рабочий угол в спальне. С друзьями и коллегами я все так же встречаюсь по выходным: ходим в бар или на футбол в теплое время года. А на работе в офисе мы и так мало общались.
Да, про запрет я, конечно, слышал. Считаю, что это довольно вредная мера, как и все, что касается ограничений места пребывания. Ни один работник не будет выполнять свои задачи лучше, если он будет вынужден жить по строгим правилам компании. Лично я стал работать эффективнее дома.
Если меня попросят вернуться в офис, принципиально откажусь. Сейчас у меня уже есть некоторые накопления, на них я протяну месяца два-три, а за это время найду фриланс. В то, что удаленку закроют буквально во всех компаниях, я не верю. Это просто экономически невыгодно.
Анонимный сотрудник
ИТ-специалист
Я работаю в сфере, связанной с кибербезопасностью в крупной компании с критической информационной инфраструктурой и с доступом к чувствительным данным.
На удаленке я со времен пандемии, хотя хотел уйти на нее еще раньше. Мой работодатель на тот момент был крайне против такого формата, даже регулярно ругал за опоздания, хотя я никогда и не приходил вовремя. Свое время всегда отсиживал, в некоторые дни мог задержаться и свои 40 часов в неделю на стуле в офисе точно имел.
Из важных плюсов удаленки — возможность уехать из Москвы в условный Сочи и продолжать работать так же, но при этом чувствовать себя более комфортно. Иногда хочется пообщаться с командой, вместе попить кофе или что-то обсудить вживую. В этом плане с удаленкой, конечно, неудобно, но сейчас мы решаем этот вопрос, встречаясь в одном из наших офисов — у нас они есть во многих городах России и в других странах.
О том, что готовится такой закон, слышал. Как по мне — полный бред. И думаю, что, если компании захотят у себя ее сохранить, они сохранят. А может, это, наоборот, будет повод уволить «излишки». Сейчас по всему миру идут сокращения в ИТ.
Если меня попросят вернуться, я отнесусь к этому негативно. В любом случае резко кидать заявление на стол не буду, но аккумулировать кеш и готовиться к жизненным переменам точно начну. Каждый день ходить в офис сейчас без реальной на то необходимости считаю пережитком прошлого, и несколько лет удаленки это доказали на практике. С другой стороны, кадры сидят рядом, заявление отнести и забрать трудовую можно быстро, не придется ради этого ехать в Москву, так как уже буду там.