«Литвиненко». Что не так с мини-сериалом про отравление экс-офицера ФСБ

. Британцы решили не раскапывать похороненные в 2006 году тайны
Обновлено 21 декабря 2022, 13:31
Кадр из сериала «Литвиненко»
Фото: ITV

Кадр из сериала «Литвиненко»

На британском стриминге ITVX вышел мини-сериал «Литвиненко» — полицейская драма, в которой рассказывают о расследовании отравления экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор Telegram-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев объясняет, почему от захватывающей шпионской истории остается разве что печально известная фамилия в названии проекта.

О чем сериал рассказывает

1 ноября 2006 года. Эдвин Картер (Дэвид Теннант) выходит из двухэтажного британского автобуса на пустынную лондонскую улицу. Проходя мимо припаркованных автомобилей, он останавливается у одного из таунхаусов — в окне мелькают женщина и ребенок (жена и сын Картера). Зайдя в дом, Эдвин сообщает радостную новость: спустя шесть лет ожидания они наконец-то получили гражданство Соединенного Королевства Великобритании.

«Эта страна спасла нас», — произнесет Эдвин, оказавшись на больничной койке через несколько дней. Миссис Картер (Маргарита Левиева) находится с мужем в палате; у него выпали все волосы, он бледный, к нему подключены многочисленные провода. Врачи, как и сам Эдвин, предполагают, что это отравление таллием — тяжелым металлом, который трудно вывести из организма. Но счетчик Гейгера не подтверждает эту гипотезу.

Спустя некоторое время умирающего навещают детективы. Им поступило обращение, что Картера пытались отравить. Врачи поговаривают, что он местный сумасшедший; полицейские заходят в палату с тем же подозрением. «Я расскажу вам всю свою историю, но у нас мало времени. Меня зовут Александр Литвиненко, я бывший офицер ФСБ. Меня отравили», — начинает свой пространный рассказ еле выговаривающий слова с русским акцентом Эдвин Картер.

Кто снял и снялся

Проект был объявлен осенью 2021 года и смог быстро добраться до зрителя. Никаких интриг и производственного ада: все задействованные творческие единицы, прикрепленные к мини-сериалу, дошли до финала. Режиссировал все Джим Филд Смит, ранее работавший над детективным сериалом Netflix «Преступник» с Китом Харингтоном и Дэвидом Теннантом и фантастикой «Искатели правды» с Саймоном Пеггом.

Сценаристом выступил Джордж Кэй, написавший несколько эпизодов для сериала HBO «Убивая Еву» и хита Netflix «Люпен» с Омаром Си. «Литвиненко», кстати, стал одним из эксклюзивных проектов ITVX — нового британского стриминга, запущенного в декабре 2022 года. Еще одним эксклюзивом платформы стал сериал «Нолли» с Хеленой Бонем Картер по сценарию Рассела Т. Дэвиса.

В главных ролях сериала «Литвиненко» — не нуждающийся в особом представлении Дэвид Теннант («Доктор Кто», «Благие знамения») и американская актриса с русскими корнями Маргарита Левиева («С холода», «Двойка»). Впрочем, не торопитесь привязываться к этим актерам: экс-сотрудник ФСБ Литвиненко полноценно появляется лишь в первом эпизоде. В остальных трех сериях история по касательной проходится по судьбе Марины Литвиненко и ее борьбе за справедливое расследование обстоятельств отравления ее мужа.

В трех из четырех эпизодов основными действующими лицами становятся полицейские Скотленд-Ярда, допрашивающие подозреваемых и щепетильно исследующие все улики, свидетельства и зацепки. Это детективы Клайв Тиммонс (Марк Боннар, «Катастрофа», «Операция «Мясной фарш») и Брент Хаятт (Нил Мэскелл, «Интергалактик», «Голос перемен»).

Как это снято

С одной стороны, крайне детализированно по отношению к реальной хронологии событий. С другой — этим мини-сериалом стриминг ITVX явно выбрал не самое лучшее позиционирование; по трейлеру и промоматериалам казалось, что покажут историю, в центре которой будет сам Литвиненко. На деле же сериал после пилота превращается (за некоторым исключением) в среднестатистический полицейский процедурал с сопутствующими жанровыми особенностями.

К Дэвиду Теннанту вопросов нет: даже находясь в статичном положении на больничной койке, он умудряется выдать актерский диапазон, на который мало кто способен. Но чтобы вытянуть весь груз драматизма проекта со всеми его подстрочными смыслами — от политического окраса и коррупции до семейных проблематик, олигархии и международной дипломатии, — одного десятого Доктора Кто здесь недостаточно.

Авторы отчасти страхуют художественный вымысел, предваряя содержание каждого эпизода титром: «Это реальная история, но некоторые имена героев изменены, а также добавлены новые сцены для усиления драматического эффекта». Злая ирония — упомянутый эффект действительно присутствует именно там, где его и ждешь. Вряд ли в этом проблема «Литвиненко» (вся история с отравлением экс-российского спецслужбиста много лет рассказывалась в деталях в российских и западных СМИ); скорее данность, с которой проще свыкнуться, чем возмущаться.

Плюсы, минусы, подводные камни

Местами мини-сериал выглядит как смелое высказывание, обличающее коррупцию и бюрократию на всех уровнях — нет, не только в России. Человек, бросивший вызов системе, — отважный детектив Клайв Тиммонс, выступающий здесь чистоплотным, совестливым профессионалом своего дела. Полицейский, встречаясь с сильным сопротивлением на самых разных уровнях (от собственных коллег до британского MI6 и российского ФСБ), стойко смотрит в лицо опасности.

Дело, которое приобрело политический окрас, в конце концов разваливается. И в особенно трудные моменты в расследование вмешивается человеческий фактор в лице Марины Литвиненко. Исполнившая ее роль Маргарита Левиева порой переигрывает, но ей хочется это простить — это единственный персонаж, отвечающий за эмоциональные качели сериала. Для всех вокруг погиб кто угодно — гражданин Великобритании, двойной агент (работу на британскую разведку авторы не скрыли), бывший агент ФСБ. Марина же потеряла мужа и отца единственного ребенка. Драма женщины, лишившейся любимого человека, транслируется с экрана искренне.

Второй план в «Литвиненко», увы, достаточно проходной. Здесь появляются и другие герои: от беглого российского олигарха Бориса Березовского и биохимика Алекса Гольдфарба, друга семьи Литвиненко, до основных подозреваемых в отравлении — Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. Но их роли открыточные, в лучшем случае на несколько сцен в одном-двух эпизодах.

Создатели сериала с тщательностью составителей прописей для младших классов оформляют в четыре эпизода идеи: вертикаль власти губительна для каждого ее участника, а критиковать государство при ней нельзя под страхом смерти. Смерть — главный императив проекта: в кадре умирает Литвиненко, упомянув гибель своей подруги, журналистки Анны Политковской; самоубийство Березовского пристыковывают к сюжету в качестве демонстрации далеко дотянувшихся последствий.

Перетасовка жанровых карт в колоде четырехсерийного детектива не идет ему на пользу. Рассказывая в начале о непростой судьбе человека, который бросил службу в разведке, разочаровавшись в методах работы и преступных приказах начальства, и стал жертвой бывших коллег, сериал берет тональность, которая в следующих эпизодах уходит совсем в другое направление.

Больничную обстановку сменяют серые стены — офиса Скотленд-Ярда, гостиницы и суши-бара, где находят остатки полония-210, глянцевых и безликих квартир. Одно из сложнейших и закрученных расследований в истории британского ведомства — несомненно интересный материал для экранизации, но он неизбежно проигрывает истории реального Литвиненко, практически не затрагивая тайн, которые тот унес в могилу.

Поделиться
Авторы
Теги