Можно ли вылечить заикание и как это сделать. Советы для детей и взрослых
. Эксперты предупреждают: важен комплексный подход к проблемеПроблема заикания мешает жить как детям, так и взрослым. РБК Life рассказывает, как работать с этим нарушением речи в разном возрасте, и приводит советы логопеда.
Что такое заикание
Заикание — это дефект речи или нейрофизиологическое расстройство. Нарушение темпа и ритма речи проявляется индивидуально: некоторые люди сталкиваются с трудностями, произнося первый звук в первом слове или в каждом, другие запинаются в середине предложения.
Различают три вида заиканий
- Невротическое. Развивается из психотравмирующего фактора. В основе такого расстройства речи нет структурных повреждений головного мозга или периферических отделов речевого аппарата.
- Неврозоподобное. Развивается на фоне органического поражения нервной системы.
- Смешанное. Здесь играют роль и психогенный фактор, и поражение нервной системы.
С заиканием сталкивается 1% населения земного шара, то есть около 80 млн человек. Причем у представителей мужского пола этот дефект речи проявляется чаще. Ученые связывают заикание с генетическими и неврологическими факторами. Так, у детей, которые страдают от расстройства речи, часто есть члены семьи, которые имеют подобные проблемы.
Природа заикания до конца не изучена, поэтому на сегодняшний день универсальная волшебная таблетка отсутствует, но периодически появляются новые методы лечения.
Как вылечить заикание у детей
С заиканием чаще сталкиваются дети в возрасте интенсивного развития речи — от двух до пяти лет. Это период, когда ребенок начинает говорить развернутыми фразами, что требует большей согласованности в работе центральной нервной системы. При заикании речь попросту не успевает за мыслью из-за дискоординации мозга и речевого аппарата. Дефект может появиться при сильном всплеске эмоций — как положительном, так и отрицательном.
«Заикание может возникнуть резко или, напротив, начинаться с небольших запинок и ухудшаться со временем. При лечении заикания крайне важна роль родителей. Необходимо понять, к какому специалисту надо обратиться, и работать с ним в одной команде, что поможет не усугубить проблему и со временем решить ее. По моему опыту, в 90% случаев дефект речи можно исправить, отработав психосоматику», — комментирует Юлия Брызгалова, эксперт онлайн-платформы развития речи у детей Novator.
Действительно, подобное нарушение речи зачастую становится следствием более системной проблемы организма, которая чаще всего сопровождается неврозом. Большая часть детей справляется с проблемой, но кто-то переносит заикание во взрослую жизнь. Чтобы этого не произошло, с ребенком нужно заниматься.
«При заикании или, иначе говоря, логоневрозе очень важен комплексный подход, особенно для детей, — рассказывает Татьяна Сушкова, практический психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов. — Существует множество факторов, влияющих на заболевание. Они могут быть как физиологическими (нарушения определенных отделов мозга, отвечающих за речь и артикуляцию), так и психологическими. Именно поэтому очень важно подходить к лечению комплексно».
Нужно обратиться к врачам за диагностикой и выявлением причин логоневроза и составить программу лечения. С помощью логопеда, подчеркивает Сушкова, помимо заикания возможно исправить артикуляцию и еще ряд дефектов речи, которые эффективно устранимы в детском возрасте. А психолог поможет выявить психологический фон в семье и учебном заведении, предшествовал ли заиканию испуг или другие ситуации.
Вот базовые рекомендации по лечению заикания у детей:
1. Обратитесь не только к логопеду
На проблему нужно смотреть с разных сторон и подбирать терапию в зависимости от сложности каждого конкретного случая. Лечение заикания должно быть комплексным: терапия может включать обращение к психологу или психотерапевту, неврологу, логопеду, логоритмисту и даже массажисту для работы с зажатостями при артикуляции.
2. Учтите психосоматику
Чтобы проработать проблему со стороны психосоматики, занятия со специалистами необходимы не только ребенку, но и родителям. Дети чувствуют самых близких людей и перенимают от них не только привычки и манеру говорить, но и тонко ощущают их внутреннее состояние: агрессию, депрессивное настроение, подавленность. Поэтому работа ведется в первую очередь с родителями.
Существует мнение, что эффективный метод борьбы с заиканием — режим тишины в доме. Однако не стоит воспринимать это буквально, будто бы родителям и ребенку нужно перестать разговаривать, поскольку отказ от вербального общения — колоссальный стресс для детей. Речь идет о более спокойной обстановке и распорядке дня в целом. Например, можно постепенно отказываться от гаджетов и компьютерных игр, которые могут нервировать ребенка.
3. Не перебивайте ребенка
Детей с заиканием надо выслушивать, не исправляя и не заканчивая за них предложения, и сохранять визуальный контакт во время общения. Ребенку с нарушением темпа и ритма речи важно понимать, что ему принадлежит все внимание слушателя.
4. Помогите адаптироваться среди сверстников
Родители и преподаватели должны рассказывать детям о заикании и объяснять, что оно не связано с умственными способностями человека. Если ребенок с дефектом речи столкнулся с буллингом в школе, то стоит начать с разговора с классным руководителем. Так, учителя могут помочь избежать потенциально стрессовых речевых ситуаций — например, меньше вызывать детей к доске и не задавать вопросов, которые требуют развернутого ответа. При этом не стоит слишком акцентировать внимание на проблеме заикания со стороны преподавателей и всего класса, поскольку ребенок может еще больше замкнуться в себе.
5. Займитесь с ребенком пением
Детям с нарушениями темпа и ритма речи рекомендуются музыкальные занятия и пение. Скажем, родители могут отдать ребенка на хор, чтобы тот работал над дефектом речи и одновременно не ощущал неловкости из-за того, что поет один.
Как избавиться от заикания во взрослом возрасте
К логоневрозу или заиканию у взрослых приводят как психосоматика, так и последствия травм, инсультов и различных заболеваний. Нарушение речи, в свою очередь, провоцирует сложности в социализации и страх общения как в кругу близких, так и на публике.
Чтобы преодолеть заикание, нужно научиться говорить по-новому, заставляя себя обратить внимание на прежде казавшиеся автоматическими процессы: дыхание, темп, уровень нервного возбуждения. Это подразумевает комплексную работу с разными специалистами. Справиться с психосоматикой помогут психотерапевт или психиатр, которые иногда подключают медикаментозную терапию. Логопедические методики включают работу над дыханием и ритмом речи. Логопед в том числе следит за систематической работой, чтобы развить все параметры правильной речи. Различные центры помощи страдающим расстройством речи предлагают свои подходы к лечению.
Например, методика логопеда Лилии Арутюнян делает акцент на разноплановых техниках разработки темпа и плавности речи: это сопутствующие движения, дыхательные упражнения, работа с голосом, медитации. Также она обращена к разным пациентам. Есть те, кто не испытывает проблем с заиканием, разговаривая с самим собой, но оно настигает их в общественной жизни. На одном из последних этапов работы по преодолению заикания таким людям предлагается прочитать стихи в общественном месте.
«Для взрослых часто актуальна причина не биологического характера (то есть не нарушение отделов мозга), а страхи, испуг, волнения. Например, от выступления на публике, когда в спокойной атмосфере заикания нет и оно появляется исключительно на фоне стресса, — объясняет Татьяна Сушкова. — В таком случае будет эффективна психологическая проработка, в особенности вера в то, что это помогает. Это очень важно для пациента, так как при психологической причине заикания большое значение имеют убеждения пациента относительно его состояния и эффективности лечения».
Взрослые также могут заниматься с логопедами и психологами, однако для детей проработка именно темпа речи, дыхания — гораздо более важный аспект, так как у них все еще формируется речь. У взрослых при отсутствии физиологических проявлений работа будет идти в основном с психотерапевтом.
Комплексный подход предлагают, например, в Центре патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ, где с пациентами работают и логопед, и психотерапевт, и психолог; в течение 30-дневного курса используются физиотерапия, иглоукалывание, фармакотерапия. Специалисты, как правило, ищут первопричину расстройства, одновременно исправляя технику речи. Для этого также подключают групповые программы, игровые методики. Для коррекции нарушения речи даже существуют логотренажеры, которые помогают научиться диафрагмальному дыханию — опоре при говорении, а также общий и логопедический массажи, способствующие релаксации.
Наконец, можно обратиться к сообществам для людей с заиканием — своеобразным группам поддержки, где взрослые рассказывают о трудностях, с которыми они сталкиваются. Сообщества объединяют людей с общей проблемой, обсуждение которой сближает. Это важно, особенно на первых этапах, говорит психолог Татьяна Сушкова. С единомышленниками можно делиться способами лечения, обмениваться опытом — все это помогает совладать с психологической проблемой. «Такая практика результативна, поэтому сообщества очень рекомендованы», — заключает специалист.