«Черная пантера: Ваканда навсегда». Что говорят о фильме критики
. Каким получилось продолжение истории Marvel без Чедвика БоузманаВ мировом прокате — «Черная пантера: Ваканда навсегда», сиквел блокбастера Marvel Studios 2018 года. Снял его Райан Куглер, режиссер первой «Пантеры». Заглавную песню к фильму записала Рианна. В продолжении истории о затаенной африканской стране с передовыми технологиями уже не будет короля Т'Чаллы — после смерти актера Чедвика Боузмана в 2020 году историю развернули в другую сторону, дав дорогу молодым в буквальном смысле. Место супергероя Ваканды вакантно, и младшая сестра Т'Чаллы, вундеркинд Шури (Летиша Райт), намерена его занять.
Тем временем на троне Ваканды восседает королева Рамонда (Анжела Бассетт), которая вынуждена справляться с проблемами внутренними и внешними. В числе последних — Франция и США, нацелившиеся на запасы редкого металла вибраниума, на которых стоит Ваканда. А еще — царство морского правителя Нэмора (Теноч Уэрта), который контролирует другой источник вибраниума и заявляется к вакандцам с амбициозными предложениями.
На агрегаторе Rotten Tomatoes у «Ваканды навсегда» 85% «свежести» по оценкам критиков и высокое одобрение аудитории. РБК Life собрал отзывы о фильме в зарубежных СМИ.
The New York Times
«В «Ваканде навсегда», как и во многих фильмах Marvel, слишком много сюжета. Много персонажей, за которыми нужно следить. У Шури появилась подруга в лице Рири (Доминик Торн), а у Окойе (Данай Гурира) есть помощница в лице Анеки (Михаэла Коэл). Сочувствующий Ваканде церэушник Эверетт Росс (Мартин Фриман) вернулся в историю, чтобы пререкаться со своей начальницей (Джулия Луи-Дрейфус), которая также его бывшая жена. Поскольку это прежде всего боевик со спецэффектами, в нем есть драки, погони на транспортных средствах, подводные и воздушные сражения, высокотехнологичные костюмы и взрывы, от которых трясутся кресла. Однозначно это фильм Marvel. Но интересным его делает то, что это фильм Райана Куглера, который отличается характерным взаимодействием жанровых решений, ярких эмоций (подчеркнутых порой сбивающей с толку партитурой композитора Людвига Йорансона) и аллегорий.
Поскольку «Мстители» на данный момент разбрелись по свету, больше нет необходимости помещать Ваканду на борт их космолета. И это придает напряженному повествованию желаемую степень сосредоточенности и конкретики».
Rolling Stone
«Это еще одна глобальная, панафриканская, многогранная история, как и ее предшественница, созданная с историческим размахом — от вторжения конкистадоров до сверхнастоящих, напряженных махинаций ЦРУ. История, вооруженная злодеем-праведником, аргументы которого нелегко отбросить; собственным острым взглядом на ритуалы и традиции; любовью к потенциальным возможностям, которые может дать вера в Ваканду.
Нельзя продолжать дальше без принятия того, что было навсегда утеряно. «Ваканда навсегда» это понимает. Смерть реального Т'Чаллы, Чедвика Боузмана, от рака толстой кишки, когда ему было всего 43 года, стала шоком для большинства из нас; о его болезни знали лишь несколько человек. Куглер был настолько ошеломлен потерей, что даже хотел бросить кинопроизводство. Но все же вернулся с продолжением (и поработал со многими из предыдущей съемочной группы, в том числе с художником по костюмам Рут Э. Картер и художником-постановщиком Ханной Бичлер).
Сиквел основан на гневе, горе и замешательстве. Куда направляется королевство без своего короля? «Ваканда навсегда» как бы провозглашает тезис, что люди, которые могут горевать, должны это делать. А люди, которые не могут горевать и продолжают злиться, находясь в шоке от бессмысленности мира, должны заняться самоанализом. Это опасная дилемма, скрытая в основе многих супергеройских историй, — выбор между принятием и жаждой мести».
Vulture
«Сказать, что фильм перегружен, это ничего не сказать. К сожалению, «Черная пантера: Ваканда навсегда» пытается охватить так много всего, что кажется изношенной и бледной — не столько из-за недостатка воображения, сколько из-за обилия обстоятельств в сюжете, нарративных ограничений и времени. Чедвик Боузман дополнял персонажа Т'Чаллу нежностью по отношению к его близким, и оттого отсутствие актера в сиквеле чувствуется очень остро. Без него продолжение изо всех сил пытается переплюнуть изящные эмоциональные эпизоды своего предшественника. Структура киновселенной Marvel имеет привычку давать сбои, когда дело доходит до изображения искренних, сложных чувств, а что может быть сложнее горя? Ему в фильме не хватает линейного изображения. Горе — это не то, что можно преодолеть с помощью магического заклинания или суперспособностей».
Variety
«Когда Райан Куглер, режиссер и соавтор сценария «Черной пантеры», согласился приступить к созданию сиквела после смерти Боузмана (какое-то время, по его словам, он думал об уходе из проекта), он знал, что и без того сложная задача создать второй фильм не хуже первого стала неподъемной. Его решение не заменять Боузмана было мудрым. Нельзя заменить незаменимого.
То, что Куглер привнес в «Ваканду навсегда», выглядит по-своему дерзко. Снова объединившись с соавтором сценария Джо Робертом Коулом, режиссер вплел гибель главного героя и актера, его воплотившего, в саму основу своей истории. По мере того, как персонажи во главе с Шури, принцессой Ваканды и младшей сестрой Т'Чаллы, продолжают оплакивать смерть героя, они глубоко отражают наши коллективные чувства к Боузману. Похоже, будто это вполне стандартное решение для фильма в затруднительном положении, за исключением того, что Куглер идет дальше в построении всей драмы. Он выстраивает драйв, динамику и страсть вокруг зияющей дыры в Ваканде, оставленной смертью Т'Чаллы.
Персонажи, которые теперь стоят в его тени, почти все женские, отчаянно пытаются заполнить пустоту, и им понадобится вся доблесть, на которую они способны. <...> Герои «Ваканды навсегда» борются за свою жизнь, свой народ, павшего короля, и фильм позволяет нам прикоснуться к их безжалостной преданности. Они заполняют эту пустоту, как и рассказчик Райан Куглер. Король Ваканды Т'Чалла ушел, но он улыбается где-то там».