Игра «Красная дверь, желтая дверь»: кто ее создал и опасна ли она

. Последствия трендовой игры
Обновлено 21 мая 2025, 14:31
Игра «Красная дверь, желтая дверь»: кто ее создал и опасна ли она
Фото: Kira_Yan / Shuttersock / FOTODOM

Игра «Красная дверь, желтая дверь» — новое увлечение подростков, которое на первый взгляд кажется безобидным способом пощекотать нервы. Однако многие взрослые задаются вопросом: что стоит за этой мистической забавой и опасна ли она для психики детей? Разбираемся, откуда взялась игра, как она устроена и что по этому поводу думают психологи.

Что за игра «Красная дверь, желтая дверь»

Игра «Красная дверь, желтая дверь» (в англоязычном варианте — Red Door, Yellow Door, также известная как Doors of the Mind) — это психологический ритуал, в котором один участник погружается в состояние, напоминающее транс, под руководством другого. Суть игры заключается в визуализации воображаемых дверей и пространств, что привлекает подростков своей мистической атмосферой и возможностью «исследовать подсознание».

Игра получила широкую известность в англоязычном интернете примерно с 2020 года, когда ее описание появилось на форуме Reddit [1]. С тех пор она распространилась по различным платформам, включая TikTok и YouTube, где подростки делятся своими впечатлениями от участия в ней. В России игра стала популярной в 2025 году, вызвав обеспокоенность родителей и специалистов из-за возможного влияния на психику подростков.

Игра «Красная дверь, желтая дверь» похожа на другие подростковые ритуалы. Их все объединяет стремление к исследованию неизведанного и получение острых ощущений через мистические практики. Вот некоторые примеры:

  • «Кровавая Мэри» — когда участники вызывают призрачную фигуру, глядя в зеркало при тусклом освещении. В России ее аналог называется «Пиковая дама»;
  • «Игра в прятки в одиночку» — японский ритуал, предполагающий игру в прятки с одушевленной куклой. Некоторые считают ее опасной из-за возможного привлечения духов [2];
  • «Игра в шкафу» — участник пытается вызвать демона, стоя в темном шкафу с зажженной спичкой [3].

«Желание соприкоснуться с потусторонним миром вполне нормально для школьников. В современной культуре мало представлено проживание темы смерти: из жизни ушли многие ритуалы и про смерть, как правило, не говорят, эта тема табуирована. Дети ищут способы исследовать ее, разделить для себя жизнь и смерть, укрепиться в том, что они могут противостоять потустороннему миру, выбирая жизнь.

Такие игры служат в том числе способом отработки страхов. Это возможность пережить страх в безопасной ситуации, в игровой форме. В игре «Красная дверь, желтая дверь» есть подобный элемент, поскольку нужно как можно скорее уйти от опасного образа».

Янина Баринская
Янина Баринская
Клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter

Как играть в «Красную дверь, желтую дверь»

Игра «Красная дверь, желтая дверь» проводится как мистический ритуал — с четкой последовательностью действий и распределением ролей [4]. Обычно в ней участвуют минимум два человека: один — ведущий или проводник, второй — игрок или исследователь. Иногда за происходящим наблюдают другие участники, но активных ролей у них нет.

Правила игры:

  1. Игрок ложится на спину, кладет голову на колени ведущего. Глаза закрыты. Руки — вверх, ладонями вверх.
  2. Ведущий нежно массирует виски игрока и тихо повторяет: «Красная дверь, желтая дверь, любая дверь». Фраза повторяется до тех пор, пока игрок не начнет «видеть двери».
  3. Как только игрок представляет перед собой дверь, он опускает руки — это сигнал ведущему, что можно начинать «исследование».
  4. Игрок рассказывает, что он видит. Ведущий может задавать наводящие вопросы: «Какого цвета дверь?», «Ты входишь внутрь?», «Что ты видишь?».
  5. Если игрок сталкивается с чем-то тревожным — темной фигурой, огнем, зеркалами, лестницами вниз, — ведущий обязан немедленно вывести его из игры, говоря: «Проснись» или «Выходи».

Игра может длиться от нескольких минут до получаса, и строго рекомендуется завершить ее, как только участник начинает чувствовать дискомфорт.

Вопросы для игры «Красная дверь, желтая дверь»

Во время игры ведущий не только повторяет вводную фразу, но и помогает игроку ориентироваться в воображаемом пространстве. Это достигается с помощью простых наводящих вопросов. Они нужны, чтобы поддерживать концентрацию, направлять «путешествие» и вовремя заметить, если что-то идет не так.

Типичный список вопросов, которые может задавать ведущий:

  • «Какую дверь ты видишь?»;
  • «Какого она цвета?»;
  • «Хочешь войти в нее?»;
  • «Ты открыл дверь?»;
  • «Что ты видишь за дверью?»;
  • «Есть ли кто-то в комнате?»;
  • «Какая это комната — светлая или темная?»;
  • «Есть ли другие двери?»;
  • «Куда ты хочешь пойти дальше?»;
  • «Ты боишься?»;
  • «Ты хочешь выйти?»;
  • «Готов ли ты проснуться?».

Эти вопросы формируют структуру «путешествия» и помогают ведущему понять, когда остановить игру. Некоторые участники описывают тревожные фигуры, зеркала или лестницы вниз — это сигналы немедленно вывести игрока из транса.

Опасна ли игра «Красная дверь, желтая дверь»: последствия

Новое увлечение детей привлекло внимание общественности. Родители беспокоятся, представляет ли такая игра опасность, ведь дети иногда рассказывают, что видели что-то странное или страшное. Психологи расходятся во мнениях относительно потенциального вреда игры «Красная дверь, желтая дверь». Но согласны с мнением, что для здоровых детей она вряд ли представляет опасность.

«Игра дает много эмоций. Это интересно, нестандартный опыт, а также возможность разделить опыт с друзьями, оказаться среди своих. Мотивов может быть много, но главное, как мне кажется, это живые эмоции. Для здоровых детей игра не опаснее любых других игр подростков».

Маргарита Еремина
Маргарита Еремина
Эксперт по депрессиям, психосоматике, РПП, детской психотерапии

Большинство родителей беспокоит идея вхождения в так называемый транс, который часто сопоставляют с состоянием под гипнозом. Однако Янина Баринская поясняет, что трансом называется изменение сознания, когда меняется восприятие реальности, человек фокусируется только на том, во что погружен, снижается уровень осознания происходящего вокруг.

«Измененные состояния сознания различаются по степени связи человека с реальностью и способности контролировать себя. Например, мечтание, грезы наяву, даже те моменты, когда человек сильно погружен в какое-либо занятие, также являются измененным состоянием сознания. При этом человек может сохранять связь с реальностью, его внимание смещается внутрь, но он не теряет контроль полностью. В обиходе же трансом часто называют более глубокое погружение, когда человек отключается от реальности и частично или полностью теряет контроль над собой и ситуацией. Именно этого состояния боятся родители.

Однако смоделировать условия для погружения на более глубокие уровни подсознания, что в повседневной жизни называют трансом, в такой игре у подростка не получится».

Янина Баринская
Янина Баринская
Клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter

Доля опасности в такой игре, по мнению некоторых специалистов, есть и связана с детьми, которые могут воспроизвести или вспомнить собственную травму. Поскольку процессом руководит другой ребенок, могут возникнуть сложности и ретравматизация состояния.

«Человек может вспомнить то, что было много лет назад подавлено. Это могут быть воспоминания, которые сопровождаются мощными травматическими переживаниями: неконтролируемым плачем, тревогой, ажиотажем.

А когда ведущий — это ребенок, он не обучен и не знает, что делать в таких случаях. Игрой это и не предусмотрено. Более того, возможны ситуации, когда тот же фасилитатор, то есть ведущий, будучи ребенком, захочет пошутить. Этим действием тоже может причинить вред ребенку, которого он вводит в транс».

Александра Меньшикова
Александра Меньшикова
Клинический психолог, кандидат психологических наук

Маргарита Еремина не рекомендует играть в игру «Красная дверь, желтая дверь» детям с психическими расстройствами, «как мы не будем советовать играть в футбол человеку со сломанной ногой». В остальных случаях родителям не стоит беспокоиться и вмешиваться в игры детей: «Игры подобного характера есть в каждом поколении, вреда в них нет. Это игра, которая подстегивает воображение, не более того».

Что можно увидеть в игре «Красная дверь, желтая дверь»

Правила не подразумевают, что участник должен увидеть что-то конкретное. Он просто открывает двери и смотрит, что за ними. И то, что он видит, — это полностью плод фантазии ребенка.

«Игра «Красная дверь, желтая дверь» активизирует воображение. Кто-то из детей представляет очень насыщенные образы и испытывает от этого яркие эмоции. Но есть и дети, которые ничего не видят во время игры. Однако они могут симулировать: придумывать, не видеть ничего по-настоящему, но сказать, что видели, при этом эмоционально изображать переживания, играть роль, как актеры».

Янина Баринская
Янина Баринская
Клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter

Учитывайте также, что игра происходит в присутствии нескольких человек, а детям свойственно преувеличивать состояния. Поэтому, когда они говорят, что видят что-то страшное и необычное, в реальности может быть желанием произвести впечатление.

«Ведь, если все сверстники думают, что ребенок может видеть то, чего не видят другие, это его выделяет. Получается, будто у такого ребенка есть способности и доступ к чему-то особенному, потустороннему, что может выглядеть очень привлекательным в глазах друзей», — поясняет Баринская.

Поделиться
Авторы
Теги