Игры для детей дома. 10 идей, как занять ребенка

. Танцуем, угадываем слова и проходим квест вместе с ребенком
Обновлено 02 ноября 2023, 10:21
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Надоело, что ребенок часами проводит время за телефоном, телевизором или компьютером? Попробуйте увлечь его совместной игрой — так вы проведете время вместе и, возможно, создадите новую семейную традицию. РБК Life подобрал десять игр — от спокойных до активных — для детей разных возрастов.

1. «Волшебный мешочек»

  • Возраст: от 2 до 6 лет.
  • Развивает: словарный запас, навыки описания предметов.
  • Что понадобится: небольшие предметы с разной текстурой, непрозрачный мешок.

В мешок поместите разнообразные предметы (например, апельсин, карандаш, бумажную салфетку, деревянный кубик). Попросите ребенка рукой нащупать один предмет и, не подглядывая, описать его: есть ли форма (круг, квадрат), из какого материала сделан (ткань, бумага), мягкий или твердый, для чего используют? После того как ребенок расскажет о предмете все, что сможет, пусть назовет, что это, и достанет из мешка.

Вы также можете показать «мастер-класс» ребенку и описать предмет в мешке. В этой игре нет соревновательного момента — хвалите малыша, подсказывайте ему слова, задавайте уточняющие вопросы и помогайте ему формулировать мысли.

2. «Танцы»

  • Возраст: от 3 лет.
  • Развивает: моторику, координацию и фантазию.
  • Что понадобится: музыка, коврик или плед для танцев.

Аналог популярной игры Just Dance, для которой не понадобится консоль и джойстики. В «Танцы» можно играть с одним и несколькими детьми или даже всей семьей, включая взрослых.

Составьте плейлист из треков с разным темпом и настроением. Выбирайте композиции — любимые песни ребенка, медленные танцы, подвижные, со словами и без. Засеките 10–15 минут — это время игры. Включайте разную музыку и просите ребенка танцевать под нее. При этом нужно давать различные задания. Например, просить ребенка изобразить, как танцует котик, балерина, танцевать только руками, правой ногой, головой. Чем оригинальнее вы придумаете задание, тем веселее. Не забывайте почаще менять композиции, необязательно дожидаться их завершения. Ограничить бесконтрольные перемещения ребенка по квартире можно, попросив его встать на ковер или постеленный плед.

3. «Полоса препятствий»

  • Возраст: от 4 до 9 лет.
  • Развивает: координацию, ловкость, гибкость, силу.
  • Что понадобится: вещи, из которых можно составить полосу препятствия, — подушки, табуретки, диван и так далее.

В подвижную игру можно сыграть, если у ребенка нет возможности полазать на детской площадке. Ориентируясь на возраст участника игры и жилищные условия (не все соседи оценят шум от беготни и прыжков), придумайте полосу препятствий:

  • пройти по листам бумаги на полу и не оступиться;
  • проползти под выстроенными в ряд табуретками;
  • гуськом пройти по коридору;
  • не отрывая ладоней от стены, пройти из одной комнаты в другую.

Здорово, если в конце маршрута вы подготовите небольшой подарок. Тогда у ребенка будет стимул выполнять упражнения.

4. «Рисунок по описанию»

  • Возраст: от 4 лет до 10 лет.
  • Развивает: мелкую моторику, умение слушать, фантазию.
  • Что понадобится: канцелярские принадлежности для рисования (карандаши, фломастеры, краски) и альбом.

Загадайте животное, но не называйте его в слух. Попросите ребенка изобразить то, что вы загадали, ориентируясь на ваши подсказки. Например, вы говорите: «У моего животного большое пушистое белое туловище» — ребенок рисует то, что он представляет. Далее вы говорите: «А еще у животного большие синие глаза» — ребенок вновь рисует. Так продолжается до тех пор, пока не закончатся подсказки. В конце ребенок должен отгадать, что за животное ему загадали. Вместе можете посмотреть на получившийся рисунок, обсудить его и посмеяться.

Эта спокойная игра освободит немного времени для родителя, пока ребенок занят выполнением задания.

5. «Покажи путь»

  • Возраст: от 5 до 12 лет.
  • Развивает: пространственное мышление, умение отличать право и лево, умение слушать и доносить свои мысли.
  • Что понадобится: шарф или маска для сна, чтобы закрыть глаза.

Завяжите ребенку глаза шарфом или закройте маской для сна. Поставьте на исходную точку, но не говорите, куда он должен дойти. Вы должны с помощью подсказок привести его в нужную точку. Например: сделай один шаг влево, два шага вперед, один шаг вправо, три шага вперед, развернись кругом и так далее.

Важно не торопиться, четко говорить, куда следовать, и помогать, если ребенок растеряется. Как только игрок достигнет нужной точки, поменяйтесь с ним местами. Теперь вы с закрытыми глазами должны дойти туда, куда скажет ведущий.

6. «Что я вижу?»

  • Возраст: от 6 лет.
  • Развивает: способность выражать словами мысль, логику и воображение.
  • Что понадобится: комната, где много предметов.

«Что я вижу» — один из вариантов словесных игр, в которой можно поконкурировать со взрослым. Предложите ребенку найти в комнате предметы по определенному признаку (форма, цвет, текстура, название на определенную букву).

Называйте предметы по очереди. Например, вы просите найти предметы, которые начинаются на букву «М». Вы говорите: «Молоко». Ребенок: «Мишка». Вы: «Мяч». И так далее. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов (или победит дружба).

7. «Да — нет»

  • Возраст: от 6 лет.
  • Развивает: логику, умение задавать вопросы.
  • Что понадобится: дополнительные предметы для игры не нужны.

«Да — нет» — спокойная игра, в которую можно поиграть с ребенком, пока вы заняты каким-либо делом, например уборкой или приготовлением ужина. Вы загадываете слово, а ребенок должен с помощью вопросов угадать, что это. Для детей младшего возраста можно упростить игру и задать «параметры». Например, можно загадывать только предметы, которые находятся в комнате, или героев мультфильмов.

Отвечать можно только «да» или «нет». Например, вы загадываете слово «диван». Ребенок задает вопрос: «Это есть в комнате?» Ответ: «Да». Вопрос: «Это живое существо?» Ответ: «Нет». И так далее, пока ребенок не угадает слово.

Также можно поменяться ролями: ребенок загадывает слово, а вы задаете вопросы и пытаетесь угадать его.

8. «Составление слов»

  • Возраст: от 8 лет.
  • Развивает: мелкую моторику, навыки письма, эрудицию, фантазию.
  • Что понадобится: ручка или карандаш, листок бумаги.

Напишите на листке длинное слово и попросите ребенка составить из этого слова как можно больше других. Примеры:

  • вежливость — свет, лев, соль, ложь, село, стиль, сложить;
  • турбулентность — осень, тур, торт, утро, тело, бетон, русло, рубль;
  • красноречивость — речь, сосна, осень, воск, кино, век, кран, сорт.

Проверить слова можно на специальном сервисе. В игру также можно играть с несколькими участниками. Тогда выигрывает тот, кто составит больше всего слов.

9. «Викторина»

  • Возраст: от 8 лет.
  • Развивает: эрудицию, внимательность, память.
  • Что понадобится: ручка, карандаши, линейка, тетрадь.

В эту игру интереснее всего играть с несколькими детьми. Потребуется время для подготовки, чтобы придумать несколько тем и по пять вопросов к каждой из них. Например, тема «Животные». Вопросы: «Какое животное мяукает?» (кошка), «Какие животные — главные герои мультфильма «Щенячий патруль»?» (собаки), «Это животное умеет сворачиваться в клубок и у него есть иголки» (ежик) и так далее. Запишите вопросы и ответы к ним на листке бумаги — это будут подсказки для вас, ведущего.

Начертите на чистом листе бумаги название темы и баллы (от 1 до 5), которые получит участник за правильный ответ на вопрос. Вы также можете распечатать шаблон и вписать в него свои темы.

После того как подготовка завершилась, объясните правила игры. Участники выбирают тему и балл (чем выше, тем сложнее вопрос). Ведущий задает вопрос. Участник отвечает. Если ответ верный, то участник зарабатывает указанный балл. И вновь выбирает тему и стоимость ответа (не забудьте зачеркнуть ячейку с баллом). Если участник не может ответить, то право ответа передается следующему участнику по кругу. Вы также можете менять правила на свое усмотрение. Например, вычитать балл за неверный ответ. Побеждает тот, кто набирает больше всего баллов.

10. «Поиск клада»

  • Возраст: от 8 лет.
  • Развивает: сообразительность, логику, ориентацию в пространстве.
  • Что понадобится: ручка, листок бумаги, подарок-сюрприз за прохождение игры.

«Поиск клада» — это веселый квест, в который можно сыграть в обычный будний день или день рождения. Спрячьте в квартире подарок — клад, который нужно найти. Продумайте маршрут со «станциями» прохождения квеста и напишите на небольших кусочках бумаги подсказки, как найти ту или иную точку. Спрячьте подсказки. В начале игры дайте ребенку одну подсказку, по ней нужно найти следующую — и так далее.

Например, клад можно найти с помощью пяти подсказок, которые спрятаны под подушкой детской кровати, в коробке с игрушками, в книге «Волшебник Изумрудного города», под обеденным столом и в барабане стиральной машины (там будет клад). Первая подсказка (которую вы дадите в начале игры) может быть следующего содержания:

У меня живет подружка,

Спать ложусь — ее под ушко.

Не беру ее гулять,

С ней могу я только спать.

Что же это за подружка?

Все зовут ее...

Ребенок читает подсказку, должен угадать, что это. И уже под подушкой он находит другую подсказку, которая приведет его на следующую станцию. Вы также можете не просто разложить подсказки, но и придумать препятствия. Например, чтобы получить новую подсказку, ребенок должен станцевать, рассказать стих или спеть песенку.

Поделиться
Авторы
Теги