Сериал «Больница Питт»: о чем он и стоит ли смотреть

. Почасовая фиксация одного сложного дня в травматологии
Обновлено 03 мая 2025, 18:38
Сериал должен был стать сиквелом «Скорой помощи», но оказался крепким самостоятельным проектом о работе врачей и о системе здравоохранения, хотя и не без греха
Фото: Max

Сериал должен был стать сиквелом «Скорой помощи», но оказался крепким самостоятельным проектом о работе врачей и о системе здравоохранения, хотя и не без греха

Сериал «Больница Питт» с января по апрель держал в напряжении свою аудиторию, которая вряд ли рассчитывала на такие эмоциональные качели. Автором проекта выступил Р. Скотт Геммилл, один из создателей легендарной «Скорой помощи» с Джорджем Клуни, а лицом стал Ноа Уайли, игравший там Джона Картера. В феврале, заручившись откликом и высокими оценками зрителей и критиков, шоу продлили на второй сезон, который начнут снимать в июне, чтобы выпустить в январе 2026 года.

РБК Life рассказывает, почему этот сериал лучше других медицинских драм.

Семь часов утра. Доктор Майкл Рабинович, или Робби (Ноа Уайли), вместе с ординаторами, медсестрами и интернами заступает на смену в неотложке Питтсбурга. Впереди 14-часовой день на ногах — насколько напряженный, еще предстоит узнать и медикам, и зрителю. Уже в первом эпизоде, идущем секунда в секунду за первым рабочим часом, до восьми утра, крупными штрихами обозначены основные проблемы истории: врачебное ПТСР от пандемии, непростые взаимоотношения интернов и ординаторов, непотизм и гиперопека, уязвимость врачей перед гневом обделенных вниманием пациентов, уязвимость детей в условиях безответственности родителей, этически сложные ситуации с мигрантами и нейроотличными людьми. До кучи — мрачный подросток со списком девчонок, которым хочет навредить.

Медицинские процедуралы, наряду с юридическими и полицейскими, прекрасно цепляют зрителей, удерживая их на крючке годами. «Анатомия страсти» Шонды Раймс продолжается уже 20 лет, насчитывает 20 сезонов и несколько спин-оффов. Предшественником «Анатомии» была «Скорая помощь», которая продержалась в эфире NBC 15 сезонов (с 1994 по 2009-й). «Доктор Хаус» с Хью Лори длился восемь сезонов. Ключевые герои этих проектов, как правило, — цельные образы, которые становятся каркасом долгоиграющей истории. Обстановка вокруг них может меняться, но сами они остаются такими, какими зритель полюбил их в пилотном эпизоде. Как самые надежные партнеры в отношениях, они не изменяют себе на протяжении десятилетий, пока проекты получают продолжения. «Больница Питт» перешагнула эту концепцию, выбрав не недельный или ежедневный формат повествования, а почасовой, умещенный в сутки. История сжалась, а персонажи углубились, превратив сериал в подобие черной дыры с непобедимой гравитацией.

Изначально авторы проекта хотели возродить «Скорую помощь», снять ее сиквел, где Уайли вернулся бы к роли Картера, врача из привилегированной семьи. Однако ничего не вышло: наследники сценариста Майкла Крайтона не дали добро на эту идею и даже пошли судиться, когда «Питт» уже снимали для Max. Но зачем вообще понадобился очередной сериал о неотложке? В интервью Variety Ноа Уайли обозначил контекст: в период пандемии актеру в соцсетях стали писать врачи — поклонники «Скорой помощи», ошеломленные масштабом ковидной смертности. Другие благодарили Уайли за вдохновение заняться врачебным делом, но большинство писали о шатком положении работников здравоохранения в США — о том, чего никто нигде не рассказывает.

Эпизод, в котором медсестра травматологии переживает нападение, — один из самых сильных моментов «Больницы Питт», пресыщенной разнообразными душераздирающими ситуациями. По правде говоря, все они знакомы зрителям: ПТСР у врачей; смерти от передозировок; матери, которые не слышат дочерей; мигранты, которые не говорят по-английски; нейродивергенты, требующие особого коммуникативного подхода. Даже террористические акты — все это неоднократно переживали киношные врачи. Но линия недовольного пациента (его блестяще сыграл сериальный актер Дрю Пауэлл), не скрывающего презрительного отношения к небелому персоналу, обвиняющего врачей в пренебрежении обязанностями (когда буквально за дверью они спасают жизни и порой судьбы каждый час), не дает покоя на протяжении нескольких серий до самой кульминации. Это мастерски продуманная история в общей канве, за которую хочется отвесить создателям поклон. В ней сошлись критика идеологии MAGA и государственной политики в отношении здравоохранения, из-за которых страдают люди, которые стараются честно выполнять свою работу.

«Эти люди жертвуют столь многим ради других, что меня просто бесит, когда их компетентность ставят под сомнение, — объяснял Ноа Уайли свою позицию, отраженную в шоу. — Меня бесит, что мы до сих пор не можем согласиться друг с другом, что маски препятствуют распространению инфекций. Меня бесит, что мы до сих пор не признаем, что вакцины — важный способ противостояния вирусам. Меня бесит, что мы находимся в этой точке. Поэтому я хотел сделать шоу, которое сфокусирует внимание на том, что такое объективный медицинский факт».

В центре структурированного хаоса неотложки — опытный врач Робби, старший ординатор, потерявший своего наставника в пандемию. Играющий его Уайли тоже столкнулся с кризисом в тот период: «Я просто думал, что мир рушится. Не знал, как привнести в него что-то ценное, что-то значимое».

О том, чтобы снова надеть стетоскоп, даже не помышлял, но через несколько лет стал общаться с Геммиллом, который изложил идею о возвращении «Скорой помощи» на экраны 15 лет спустя, с Картером как центральным персонажем. Они почти возродили культовый медицинский сериал, но Warner Bros. не удалось договориться с наследниками Крайтона. И тут можно было забыть и отпустить. Но Max настроился на медицинский процедурал, Геммилл — на сценарий, а Уайли — на свой месседж. После забастовок в индустрии, осенью 2023 года команда проекта быстро пересобрала сюжет, и в июле 2024 года в павильонах вовсю шли съемки.

Присутствие Уайли задало «Больнице Питт» нужный уровень драмы, который мог обеспечить только он. Когда шла «Скорая помощь», актер направлял в своего персонажа личный опыт взаимодействия с беженцами из Косово. В 1999 году Уайли провел три недели в лагере беженцев в Македонии с организацией Doctors of the World. «Я ехал туда как наблюдатель, чтобы иметь возможность поговорить об их (врачей) работе. Но тут прибыл автобус с 600 людьми, женщины передавали мне своих детей, люди бежали за машинами скорой и медикаментами. А я должен был просто смотреть?» — вспоминал он. Там Уайли вплотную познакомился с состоянием посттравматического стрессового расстройства, которое вложил в своего персонажа Картера, а потом и в доктора Робби. «В их глазах была пустота. Какое-то отрешенное, маниакальное поведение. Я видел, как женщины оттирали одно и то же пятно на одежде в течение двух или трех часов. Они пытались вернуться к рутине, но в лагере беженцев ничего не было им знакомо», — рассказывал Уайли.

Став свидетелем страданий беженцев, Ноа Уайли понял, что хочет сделать больше, и присоединился к правозащитникам Human Rights Watch, а еще стал представителем программы Moving Past Trauma, которая работала над повышением осведомленности о ПТСР и способах его лечения. Трагедию 11 сентября 2001 года Уайли застал по ТВ и «был потрясен, когда увидел, как тысячи людей идут по Бруклинскому мосту»: «Это было похоже, как тысяча беженцев пересекала границу между Косово и Македонией».

Доктор Робби из рабочего класса (то есть полная противоположность Картеру), тоже переживает ПТСР: во флешбэках вспыхивают накаленные добела сцены из ковидного госпиталя. Так пандемия становится «нулевым километром» дальнейшего медленного апокалипсиса, в который затянуты и отдельные люди, и вся система. Она же открывает возможность отразить работу врачей в новом свете.

Еще одна бросающаяся в глаза особенность «Больницы Питт» — гиперреализм. Кадр не прикрывает ранения, увечья и реакцию психики на потери, прямолинейно демонстрирует процесс родов (впечатлительным не стоит даже пытаться увидеть такое на экране). Если решено настраивать зрителей на «объективные медицинские факты», то придется обойтись без драпировки — решили, вероятно, авторы шоу. Актеры не подводили: перед съемками прошли двухнедельный тщательный инструктаж, чтобы в любой момент попасть в кадр и проделать сложный прием неотложной помощи с легкостью профессионалов. Непрерывная съемка, ключевой прием «Питт», крепко сшивает этот материал — местами новаторский, местами повторяющий все лучшее, что уже было в медицинских шоу.

Поделиться