«Друзья и соседи» с Джоном Хэммом: новый сериал про богачей
. Криминальная черная комедия о накопленных, но забытых ценностяхВышел криминальный сериал про богачей «Друзья и соседи» с Джоном Хэммом

Джон Хэмм в сериале «Друзья и соседи»
На Apple TV+ начал выходить новый сериал «Друзья и соседи» — криминальная драма с примесью черной комедии о кризисе среднего возраста с Джоном Хэммом в роли пускающегося во все тяжкие финансиста. Сразу после премьеры с двумя эпизодами проект, удачно вписывающийся в тренд на истории о нелепостях богатой жизни, продлили на второй сезон. РБК Life рассказывает подробности.
Эндрю Купер (или Куп), престижный менеджер хедж-фонда, в один момент теряет все: работу, брак и смысл жизни. Язвительно огрызаясь на реальность, в перерывах между одинокими приступами алкоголизма перед «плазмой» с черно-белым кино, Куп пытается вернуться в седло, но бывшие коллеги-финансисты не торопятся хантить кандидата, уволенного под предлогом харассмента. Счета тем временем худеют из-за растущих потребностей семьи с двумя детьми-подростками. За очередным бокалом виски в обществе соседей на вечеринке у бассейна Куп замечает, что это самое общество нельзя назвать достойным. Смекнув, что его друзья и соседи довольно беспечно относятся к ценностям, накопленным за всю жизнь в богато обставленных домах, Куп решает, что часы Richard Mille Felipe Massa или Patek Philippe Nautilus за сотни тысяч долларов не так уж нужны своим владельцам.
Шоураннеру Джонатану Тропперу хорошо известно, что нет ничего более ободряющего, чем наблюдение за чьей-то разваливающейся жизнью. Он автор шести романов, в фокусе которых пригородный быт, взросление, брак, развод и одиночество. Истории Троппера не впервые попадают на экраны (например, «Дальше живите сами» 2014 года) и не впервые обаятельно раскладывают по полочкам элементы кризиса среднего возраста. В случае с сериалом Apple TV+ по полочкам разложены и элементы богатой жизни.
Джон Хэмм, как главный продавец в новой эпохе телесериалов, у истоков которой стояли «Безумцы», не может не напоминать своего героя Дрейпера, разве что в реалиях современного общественного уклада с ограничениями, регулирующими нормы поведения для тех, кто шутя их нарушает. В «Друзьях и соседях» он безупречно излагает достоинства часовых марок и винных домов, балансируя на грани продакт-плейсмента. «Количество экранного времени, отведенного часам Patek, а также специальная последовательность изложения позволяют предположить, что это активный продакт-плейсмент», — даже задумался Реммерт ван Браам, владелец сайта Watch-ID.com, каталогизирующего часы, которые носят в фильмах и телешоу. Patek Philippe, правда, отрицает какую-либо возможность рекламы бренда в сериале, да и главный герой, словно испорченный Минас, последовательно обесценивает все, к чему прикасается. Так, часы будут проданы за бесценок в занюханном ломбарде в Бронксе, а бутылка вина стоимостью несметных тысяч долларов из чужого винного шкафа разбита вдребезги в дурацкой драке на внеплановом мальчишнике.
История, в которую вписаны Куп и его исследование безразмерно богатой загородной жизни, похожа на проекты вроде «Белого лотоса» или «Идеальной пары» с концепциями eat the rich и wealth porn, и она действительно соответствует им, но развивается с другого ракурса. Ее главный герой — разрушитель по сути и ненадежный рассказчик, зритель принимает его субъективную оценку реальности за данность и погружается в ядовитую критику чрезмерности. Словами перекупщицы Лу из Бронкса сериал задает конфликт: ценности тех, кто ничего не ценит, кроме состояния своих счетов, ничего и не стоят.
Куп и его жизненные неприятности — только первый слой, под которым расположились и другие. Бывшая жена Мэл (Аманда Пит), практикующий психолог, вынуждена самостоятельно переваривать приступы гнева и обиды за свои неправильные решения. Любовница Саманта (Оливия Манн), пытающаяся отсудить у бывшего мужа-сексиста его деньги, выступает символом извращенного злоупотребления привилегиями женской эмансипации и демонстрирует поведение, продиктованное низкой самооценкой. Эли Купер (Лина Холл), младшая сестра, исполняет в сериале функцию энциклопедии биполярного расстройства. Сын Хантер (Донован Колан) и дочь Тори (Изабель Грэвитт) в своем исключительном положении золотых детей переживают стандартные тяготы пубертатного периода. Все они дополняют Купера и его мытарства.
Тема с харассментом и избыточностью корпоративных законов расставляет акценты. Герой то и дело сетует, что к мужчинам его типа, кто десятилетиями трудился сверхурочно, зарабатывая бонусы на дома получше и побольше, а потом остался у разбитого корыта из-за мимолетной интрижки с горячей красоткой чином пониже, процветает несправедливое отношение. Пока весь мир переживает экономический кризис с немыслимым ростом цен на базовые потребности, Куп и его окружение в своем охраняемом от реальности анклаве — словно застывшие беби-бумеры с постоянно растущим достатком и безоблачным будущим.
В нулевые зрители неотрывно следили за разваливающейся жизнью школьного учителя химии Уолтера Уайта, главного героя сериала «Во все тяжкие». Приключения отчаянного интеллигента в мире наркоторговли и беспредела наряду с кризисом среднего возраста поднимали темы утраты мужественности и экономического положения рабочего класса. У «Друзей и соседей», которых некоторые критики сравнивают с «Во все тяжкие», нет такого выигрышного контекста. Судьба состоятельного Эндрю Купера c идеальной прической вряд ли экстраординарна так же, как судьба Уолтера Уайта, который прожил полжизни, из наиболее существенного заработав только раковую опухоль. Внешние обстоятельства вокруг прошляпившегося финансиста служат привлекательным фоном, но конфликт расположен во внутреннем психологическом поле. Куп ошибается на свой счет так же самозабвенно, как и на счет друзей и соседей, в его взгляде на мир преобладает усталость от лицемерия системного уклада жизни, но противопоставить ему что-то существенное, кроме мелкого воровства, он не в состоянии.
Первые два эпизода снял Крейг Гиллеспи, автор хлестких сатирических драмеди «Тоня против всех» и «Пэм и Томми», каждая из которых разоблачала жадность и жажду успеха как главные вредительские ошибки людской коммуникации, а также токсичность среды, где они обитали. У ладно скроенных «Друзей и соседей», которые могут похвастаться отличным сценарием, юмором и интригой, заставляющей ждать новые эпизоды, имеется такая же заявка. И все же она рискует затеряться среди уже порядком накопленных на ТВ историй о богачах. Если, конечно, проект не спасет Хэмм-Куп, которому предстоит вытащить его из вороха прочих люксовых телешоу.