Кто такой пасхальный кролик и как он выглядит

. История западного символа Пасхи
Обновлено 28 марта 2025, 17:13
Vidic Bojan / Shuttersock / FOTODOM
Фото: Vidic Bojan / Shuttersock / FOTODOM

В западной культуре символом Пасхи является кролик. С его появлением связано множество легенд. РБК Life разобрался, откуда взялся пасхальный кролик и как он связан с воскресением Иисуса Христа.

Кто такой пасхальный кролик

Пасхальный кролик ― это персонаж, который в западной культуре ассоциируется с христианским праздником Пасхи. Хотя точное происхождение мифического существа остается неясным, кролики, известные своей плодовитостью, с древности были символами весны, плодородия и новой жизни [1].

Во время Пасхи образ кролика на Западе используется повсеместно. Фигурками этого животного украшают праздничные столы и пасхальные корзины, а на торжественные мероприятия люди наряжаются в костюм кролика или надевают вещи с его изображением. Дети устраивают охоту за пасхальными яйцами (Easter Egg Hunt): ищут вареные или шоколадные яйца, конфеты и маленькие подарки, которые, по легенде, кролик прячет в доме.

Как выглядит пасхальный кролик

Единых стандартов изображения пасхальных кроликов нет. Это могут быть и реалистичные рисунки, и стилизованные изображения.

Кроликов изображают в нарядной одежде и сопровождают узнаваемыми символами Пасхи: корзинами или гнездами с раскрашенными яйцами, цветами, цыплятами. В западных странах принято делать пасхальные угощения в виде зайцев, особенно популярны фигурки из шоколада.

В разных странах существуют свои традиции. Например, в Австралию кролики попали только в XVIII веке на кораблях европейских колонистов. Они стали бесконтрольно размножаться и сильно навредили местной природе. Так что вместо кролика в стране иногда используют образ пасхального билби (кроличьего бандикута) ― редкого сумчатого животного и коренного обитателя континента [2].

Почему кролик — символ Пасхи

В Германии пасхального персонажа традиционно называют зайцем — Osterhase или диалектный вариант Oschter Haws. В англоязычных странах же принято использовать слово «кролик» ― Easter Bunny или Easter Rabbit [1]. Это обозначение закрепилось и в русском языке.

Образ зайца или кролика не имеет явного религиозного подтекста и четкой связи с праздником Пасхи. Также не существует мифов или легенд, которые можно было бы однозначно считать прямым источником происхождения символа. Предположительно, образ пасхального кролика сложился постепенно, по мере того, как люди переосмысливали языческие традиции и фольклор, приспосабливая их к обычаям христианства.

Откуда взялся пасхальный кролик

Есть несколько версий появления пасхального кролика. В VIII веке монах Беда Достопочтенный предположил, что английское название (Easter) и немецкое (Oster) произошли от имени древнегерманской богини Эостры, или Остары (Eostre), которая была связана с наступлением весны. Хотя сам Беда не ассоциировал богиню с каким-либо животным, существуют ее изображения в окружении птиц и зайцев. Современные исследователи оспаривают эту версию, полагая, что Эостра могла быть местным божеством-покровительницей, а не символом плодородия [3].

Первое известное упоминание о пасхальной охоте за яйцами относится к 1682 году. В трактате «О пасхальных яйцах» (De ovis paschalibus) немецкий врач Георг Франк фон Франкенау описал обычай, согласно которому на Пасху дети искали крашеные яйца в садах среди травы. Они верили, что их откладывает и прячет пасхальный заяц [4], [5].

К XVII веку относится и описание английской традиции, согласно которой к Пасхе мужчины должны были убить зайца на охоте [6].

В результате миграции европейцев на американский континент традиция закрепилась и в Новом Свете. Считается, что она пошла из Пенсильвании, где обосновались немцы и голландцы. Туда же в 1750-х приехал художник Иоганн Конрад Гилберт, который, уже будучи в Америке, сделал как минимум два рисунка пасхального зайца с яйцами.

Жители Пенсильвании тоже устраивали охоту за пасхальными дарами. В канун Пасхи дети готовили для кроликов гнезда из головных уборов (мальчики ― из шерстяных шапок и шляп, а девочки ― из чепчиков). Наутро послушные дети находили в них яйца, а хулиганы ― кроличий помет, уголь или даже конский навоз. При этом в Пенсильвании немецкое слово haws или haas в основном переводилось как «кролик», а не «заяц». Вероятно, поэтому закрепилось второе, теперь уже более распространенное обозначение символа [7].

Легенды о пасхальном кролике

Одна из самых популярных легенд о пасхальном кролике связана с его прохождением. Якобы богиня весны Эостра (Остара) превратила птицу в зайца, а тот отложил для ее фестиваля цветные яйца. Долгое время считалось, что это очень древний миф. Но вероятнее всего, историю придумал в XIX веке немецкий фольклорист Карл Август Оберле [8].

Еще одна распространенная легенда гласит, что заяц спас Ноев ковчег. Якобы во время потопа судно получило течь, а зверек заткнул дыру хвостом, из-за чего тот и стал коротким. Однако в Библии нет описания этого сюжета, так что история имеет фольклорное происхождение.

Образ кролика неоднократно использовали западные авторы детской литературы. Большую известность получила серия книг британской писательницы и иллюстратора Беатрис Поттер о кролике Питере, которая вышла в начале XX века. Хотя персонаж сказок не имел прямого отношения к Пасхе, он стал одним из самых ярких образов кролика в популярной культуре, и его начали использовать в рекламе пасхальных товаров.

Через несколько лет после выхода книг британской писательницы американец Торнтон Уальдо Берджесс написал свою серию рассказов о животных. Главным героем стал кролик Питер Коттонтейл (имя персонажа образовано от имен двух персонажей сказок Поттер ― Питера и его брата Коттонтейла). Так образ кролика закрепился в американской детской литературе, хотя герой по-прежнему не был связан с Пасхой.

В 1950 году в США вышла пасхальная песня «Вот идет Питер Коттонтейл» о кролике, который приносит детям корзины с яйцами и сладостями. В этой композиции образы пасхального символа и героя книг объединились. Песня стала настолько популярной, что пасхальному кролику до сих пор приписывают имя Питер Коттонтейл.

Традиции, связанные с пасхальным кроликом

  • Раскрашивание яиц. Традиция украшать яйца на Пасху восходит как минимум к XIII веку. В язычестве яйца были символом новой жизни, а в христианстве начали означать воскрешение Иисуса Христа.
  • Охота за пасхальными яйцами. Дети ищут яйца, сладости и маленькие подарки, которые кролик оставил им на Пасху. Традиция особенно широко распространена в США и Германии.
  • Катание пасхальных яиц. Ежегодно мероприятие проходит у Белого дома в Вашингтоне. Дети соревнуются в толкании крашеных яиц, в забаве также участвуют глава государства и его семья. Впервые катание яиц состоялось в 1878 году при президенте Резерфорде Хейзе [1].
  • Пасхальные сладости: это могут быть шоколадные кролики и яйца, конфеты и зефир, выпечка. В США популярны желейные бобы, по форме напоминающие яйца.
  • Парады. Пасхальные парады в Нью-Йорке проходят с середины XIX века. Традиция зародилась благодаря представителям высшего общества, которые после посещения пасхальной службы в церквях на Пятой авеню гуляли по улицам, демонстрируя новые весенние наряды и шляпы. Сегодня Пятую авеню по-прежнему перекрывают для проведения шествий, участники которых часто появляются в костюмах кроликов.
  • Открытки и декор. На открытках часто изображены кролики, держащие яйца и цветы. Фигурки пасхального символа кладут в корзины, декорируют ими дома и праздничные столы.
Поделиться