Почему нужно смотреть «Шоугёрл»: это идеальная драма с Памелой Андерсон
. Высказывание о женщинах, чью карьеру разрушили абсурдные стереотипыФильм «Шоугёрл» с Памелой Андерсон вышел в российский прокат

Памела Андерсон в фильме «Шоугёрл»
20 марта в российский прокат вышел фильм «Шоугёрл» — драма о заслуженной танцовщице кабаре-шоу, завершающей свою карьеру. Главную роль в фильме Джиа Копполы, представленном на Международном кинофестивале в Торонто-2024, безупречно исполняет Памела Андерсон.
Почему «Шоугёрл», критикующая системный эйджизм, заслуживает внимания, объяснила кинокритик Мария Ракитина.
Лас-Вегас. Танцовщица популярного бурлеск-шоу Le Razzle Dazzle Шелли (Памела Андерсон) в скором времени лишится работы. Новое руководство казино решило закрыть эротическое кабаре, которое не вызывает прежнего ажиотажа. Шелли, выступающая на сцене с 1987 года, не представляет, чем хочет заниматься в дальнейшем, ведь эксцентричное шоу со сверкающими костюмами — и есть вся ее жизнь. Героиня пытается разобраться в себе и понять, какие карьерные возможности ей еще доступны. Шелли готовится к последним выступлениям и ищет контакта со взрослой дочерью.

«Шоугёрл» — кино витальное, беспокойное и неопределенное, как сама жизнь, поставила Джиа Коппола, которая приходится внучкой Фрэнсису Форду Копполе и племянницей его дочери, Софии Копполе. Представительница прославленной династии кинематографистов заявила о себе несовершенным, но цепляющим полнометражным дебютом «Пало-Альто» (2013) о потерянном поколении калифорнийской молодежи. Джиа Коппола внимательно всматривалась в лица старшеклассников и непременно находила в них страх, смятение, разочарованность и смутную надежду на то, что завтра все изменится. За экзистенциальной подростковой драмой последовала беззубая сатира на популярных видеоблогеров под названием «Мейнстрим» (2020).
В отличие от своей успешной тети-режиссера Софии, обладающей уникальным чувством красоты и стиля, Джиа Коппола не то чтобы зарекомендовала себя интересным и оригинальным автором, за которым обязательно стоит следить.
Кадр из фильма «Шоугёрл»
Однако ее новая работа «Шоугёрл» (The Last Showgirl) оказалась вдумчивой и трогательной картиной о женщине, которая зарабатывает на красоте своего тела, выступая в шоу жанра бурлеск. Сравнения с эротической драмой Пола Верховена «Шоугёрлз» (1995) или оскароносной «Анорой» (2024) — неизбежны, ведь в этих фильмах главные героини тоже исполняют эротические танцы разной степени откровенности и хореографической сложности. Более того, намеренно неаккуратная манера съемки и суматошная атмосфера драмы Джиа Копполы напоминают ранние картины Шона Бэйкера (тот же «Мандарин»).
Вооружившись сценарием Кейт Герстен («Моцарт в джунглях»), Коппола сотворила портрет медленно угасающей танцовщицы кабаре в Вегасе, которую отвергают из-за ее зрелого возраста. Эйджистские комментарии от молодых коллег-девушек о незаметно подкравшейся старости героиня слышит регулярно, но не придает этому особого значения. Шелли чувствует себя прекрасно и невероятно гордится тем, что более тридцати лет выходит на сцену в откровенных костюмах, украшенных стразами и перьями. Она не считает, что в бурлеск-шоу Le Razzle Dazzle, ничем не уступающем легендарному кабаре Lido в Париже, есть что-то предосудительное и пошлое.
Кадр из фильма «Шоугёрл»
«Мы представители стиля и грации. Ощущение, что мы сошли со страниц журнала Vogue», — объясняет зрителям Шелли. Она всю жизнь служит эстетическому удовлетворению чужих фантазий, но времена меняются. Избалованная аудитория требует больше секса и откровенной акробатики на сцене. Шоу-кабаре перестает быть искусством, о котором вечно толкует маститая танцовщица.
Джиа Коппола слой за слоем обнажает уязвленность и потерянность главной героини, которая привыкла сверкать и широко улыбаться перед благодарной публикой, а теперь каждой частичкой своей души ощущает, как разрушается ее главная мечта — быть звездой. Хотя камера женщины-оператора Отем Дюральд («История Beastie Boys») детально снимает закулисье кордебалета, останавливаясь на полуголых нарядах танцовщиц, в наблюдении за превращением див бурлеска перед зеркалом отсутствует какая-либо сексуализация. Для всех героинь, за исключением романтизирующей свои выступления Шелли, облачение в эротические костюмы с последующим дефиле — не более, чем ремесло, за которое хорошо платят.
Кадр из фильма «Шоугёрл»
Готовясь к съемкам в «Шоугёрл», Памела Андерсон пригласила на чай танцовщиц из бурлеск-коллектива Jubilee!, с 1981 года выступающего в Вегасе, и задала им огромное количество вопросов о профессии, мастерстве и правилах поведения для артисток (им, например, запрещается заходить в казино). Гордость, с которой Шелли носит титул талисмана Le Razzle Dazzle, актриса как раз переняла у девушек из эротического кабаре, с которыми тесно общалась. В драме Джиа Копполы Памелу Андерсон прежде всего привлекли понятные ей переживания главной героини. Актрису и модель, сделавшую карьеру в индустрии развлечений, тоже оценивали исключительно по ее конвенционально привлекательной внешности. Для режиссеров, фотографов и журналистов Пэм была всего лишь очаровательной блондинкой с идеальной фигурой. Андерсон всегда хотела попробовать себя в драме, но ее буквально оставили ни с чем, как только она попыталась дистанцироваться от сексуализированного образа спасательницы Малибу и перестала сниматься для мужского журнала Playboy.
«Шоугёрл» — своего рода акт актерской эмансипации Памелы Андерсон (первая номинация на «Золотой глобус» за лучшую женскую роль) и ее долгожданный бенефис. Она полностью растворяется в образе сбитой с толку, на самом деле хрупкой и рефлексирующей танцовщицы. Шелли, на кастинге узнавшая о том, что ее взяли в шоу много лет назад только потому, что она «была сексуальной и молодой», в сомнамбулическом состоянии мечется по улицам Лас-Вегаса.
Джейми Ли Кертис в фильме «Шоугёрл»
Героиня кружит по мировой столице развлечений, хаотично танцуя, иногда — прогуливаясь и разговаривая по душам со своей близкой подругой, вышедшей на пенсию шоу-гёрл Аннетт (мощная Джейми Ли Кертис), которая все еще способна зажечь прямо на столе в казино.
Джиа Коппола снимает созерцательное кино на зернистую 16-миллиметровую пленку, поэтому каждый кадр излучает светлую тоску по тому, чего уже не вернуть. Шелли старается как можно больше времени проводить в гримерке среди дорогих сердцу нарядов и воспоминаний.
Кадр из фильма «Шоугёрл»
Она словно приросла к кабаре при казино и до последнего отказывается принимать жестокую действительность. Прошлое героини воплощает амбициозная и бесстрашная танцовщица Джоди (Кирнан Шипка), а будущее — разочарованная Аннетт, работающая официанткой в вульгарном костюме швейцара. Единственной причиной, по которой Шелли окончательно не опускает руки, становится слабая надежда на возобновление общения с ее дочерью Ханной (Билли Лурд), заботу о которой героиня променяла на свои мечты о сценической карьере.
Кирнан Шипка в фильме «Шоугёрл»
Джиа Коппола не стремится к шокирующим откровениям об изнанке «шоу девушек». Режиссер занимает позицию отстраненного наблюдателя, полностью доверяя эмоциям и чувствам танцовщицы Шелли, искренность которой временами даже избыточна. В критике систематического эйджизма и сексизма в индустрии развлечений «Шоугёрл» солидарна со злободневной «Субстанцией» (2024) Корали Фаржа, но кино Копполы действует мягче и не содержит смелых провокаций.
Это робкая и беспорядочная драма, чье сердце, тем не менее, болит за всех женщин, лишившихся карьеры и любимого дела из-за абсурдных стереотипов, придуманных патриархальным обществом. Актуальное высказывание, упакованное в эстетику бурлеска, в сочетании с проникновенной игрой Памелы Андерсон — просто идеальный мэтч.