Самый дорогой провал: почему «Электрический штат» — большая неудача

. Огромный бюджет и проверенные «Мстителями» режиссеры не спасли фильм

«Электрический штат» на Netflix вызвал дискуссию о безумно дорогих блокбастерах

Обновлено 19 марта 2025, 10:25
Милли Бобби Браун («Очень странные дела»), Крис Пратт («Стражи Галактики»), Ке Хюи Куан («Все, везде и сразу») в фильме Netflix и братьев Руссо «Электрический штат»
Фото: Russo Brothers/ Netflix

Милли Бобби Браун («Очень странные дела»), Крис Пратт («Стражи Галактики»), Ке Хюи Куан («Все, везде и сразу») в фильме Netflix и братьев Руссо «Электрический штат»

На Netflix вышел «Электрический штат» — неприлично дорогой научно-фантастический блокбастер от создателей финальных марвеловских «Мстителей» Энтони и Джо Руссо. В основе сюжета — одноименный графический роман шведского писателя Саймона Сталенхага, вышедший в 2018 году.

«Электрический штат» стал третьей попыткой братьев Руссо снять стриминговый хит, и снова неудачной. С бюджетом в $320 млн новый нетфликсовский экшен рискует стать самым дорогим провалом в истории современного кинематографа. Рейтинг одобрения критиков на Rotten Tomatoes — 15%. При этом зрители ставят фильму 74%, а Netflix объявляет его стриминговым блокбастером с 25,2 млн просмотров за первую неделю после релиза.

О раздражающем и разочаровывающем эффекте «Электрического штата», финансовых вложениях и отличиях от оригинального комикса подробнее рассказывает кинокритик и автор канала «Колыбельная для кошки» Оля Смолина.

Сюжет разворачивается в альтернативной реальности, где в 1990-х компания The Walt Disney ввела в эксплуатацию роботов, которые взяли на себя всю рутинную работу. В это же время подросток Мишель (Милли Бобби Браун) вместе с семьей попадает в смертельную автомобильную аварию, в результате которой выживает только она. Мишель тоскует по погибшим родителям, но особенно сильно ей не хватает младшего брата Кристофера (Вуди Норман) — математического гения, который раньше нее поступил в колледж. Ситуация в мире стремительно ухудшается, когда армия роботов поднимает бунт в попытке добиться гражданских прав. Усилиями президента Билла Клинтона в стране начинается война, победить роботов удается с помощью программы «Нейрокастер» — уникальной технологии разделения сознания, придуманной ученым Итаном Скейтом (Стэнли Туччи). Со временем «Нейрокастер» становится привычной частью быта людей, которые все больше уходят в виртуальную реальность, отказываясь жить по-настоящему.

Но не 15-летняя Мишель. Получив загадочное послание от покойного брата, девочка отправляется в опасное дорожное путешествие в зону отчуждения. Компанию ей составляет робот Космо-Мальчик (Алан Тьюдик), а также бывалый контрабандист Китс (Крис Пратт) и его «умный» помощник Херман (Энтони Маки).

Шведский писатель Саймон Сталенхаг наряду с Чарльзом Форсманом («Конец ***ного мира», «Мне это не нравится») и Брайаном Ли О'Мэлли («Скотт Пилигрим жмет на газ») является одним из самых востребованных инди-комиксистов эпохи стримингов. В 2020 году Amazon Prime Video успешно адаптировала его «Рассказы из Петли» в научно-фантастический альманах с элементами мистики и ретрофутуризма. Сериал сходу сравнили с «Очень странными делами» — из-за ностальгической эстетики и акцента на персонажах школьного возраста. Неудивительно, что сразу несколько крупных голливудских студий поспешили присмотреться к молодому и подающему надежды автору, чьи работы в основном спонсируются платформой Kickstarter — что само по себе говорит о большой лояльности аудитории.

«Электрический штат» — культовый в узких кругах графический роман-размышление — был продан, очевидно, за очень небольшие деньги режиссеру дилогии «Оно» Энди Мускетти, а он, в свою очередь, пригласил на пост режиссеров братьев Энтони и Джо Руссо, которые собаку съели на адаптациях марвеловских комиксов («Первый мститель. Другая война» и «Мстители. Война бесконечности») — причем ряд из них оказались ощутимо глубже своих оригиналов.

Изначально дистрибуцией «Электрического штата» должна была заниматься компания Universal Pictures, которая готовила фильм для широкого проката. Однако в 2022 году по неизвестным причинам комикс улетел на стриминги — в цепкие лапы Netflix, платформа выделила на производство колоссальные $320 млн. Для сравнения: провальному «Серому человеку» тех же братьев Руссо дали всего $200 млн, столько же получил еще один блокбастер-разочарование «Красное уведомление», при этом многострадальному «Ирландцу» Мартина Скорсезе досталось всего $160 млн.

Даже в рамках мирового бокс-офиса «Электрический штат» выделяется непомерной дороговизной, уступая лишь «Пираты Карибского моря. На странных берегах» ($410 млн), «Мстители. Финал» ($356), сиквелу «Аватара» ($350–400 млн). При этом распознать, куда именно были потрачены кровные стриминговые деньги, в случае «Электрического штата» не получается.

Как и во всех предыдущих работах Руссо, подростковая антиутопия о противостоянии людей и машин фактурой выделяется больше, чем содержанием. Анимационный мир «Электрического штата» радует разнообразием роботов-сайдкиков: от механизированной куклы-дирижера Perplexo (Хэнк Азария) до тревожного «умного» почтальона (Дженни Слейт) и антропоморфного арахисового талисмана Planters (Вуди Харрельсон), который является прямой отсылкой к реально существующему в США производителю закусок. Используя передовые технологии CGI и отработанные в «Мстителях» трюки с захватом движения, режиссеры создают невероятную вылизанную виртуальную картинку, которая удивительно слабо взаимодействует с основным сюжетом и его героями.

В одном из интервью Руссо недвусмысленно сказали, что хотели снять «игровую версию Pixar» — возможно, для таких целей им стоило заняться адаптацией другого комикса.

«Электрический штат» Сталенхага — это неторопливая, меланхоличная притча о мире, находящемся на грани увядания, написанная в форме монолога главной героини. Обрывочные воспоминания и непрозрачность некоторых событий книги оставляли в сознании читателей ощущение загадки, даря большое пространство для воображения.

«Электрический штат» братьев Руссо не унаследовал и толики очарования оригинала. Напротив, это максимально плоская подростковая антиутопия, которая осознанно упрощает ключевые элементы оригинала, а некоторые и вовсе отправляет в цифровой утиль.

Гипнотическая атмосфера Сталенхага, которая едва угадывалась в раскадровках фильма, при просмотре окончательно утрачивается. Руссо заимствуют лишь сюжетный каркас, выстраивая на его основе привычную жанровую историю о ребенке с большой судьбой, «плохих» взрослых и «хороших» роботах, за бесхитростным обликом которых можно разглядеть аллюзию на трудовых мигрантов.

При этом смотреть «Электрический штат», длительность которого упирается в 120 минут, не то чтобы увлекательно. За безупречной ретроэстетикой скрывается откровенно низкий эмоциональный диапазон фильма: моменты, призванные выбить сердобольную зрительскую слезу, уничтожают прямотой и бездушностью. «Детский» рейтинг лишает «Электрический штат» любой попытки на дерзость — как в юморе, так и в динамических сценах.

Отсутствие напряжения сильно сказывается на темпоритме, превращая и без того тяжеловесный хронометраж в абсолютно неподъемный, особенно для зрительской аудитории школьного возраста. Для кого снимался новый блокбастер Энтони и Джо Руссо — вопрос без ответа. Возможно, мелькающий в каждом втором кадре продакт-плейсмент сможет как-то возместить убытки стриминга. Однако сердца поклонников оригинального романа им едва ли удастся склеить.

Поделиться
Авторы
Теги