Самый дорогой провал: почему «Электрический штат» — большая неудача
. Огромный бюджет и проверенные «Мстителями» режиссеры не спасли фильм«Электрический штат» на Netflix вызвал дискуссию о безумно дорогих блокбастерах

Милли Бобби Браун («Очень странные дела»), Крис Пратт («Стражи Галактики»), Ке Хюи Куан («Все, везде и сразу») в фильме Netflix и братьев Руссо «Электрический штат»
На Netflix вышел «Электрический штат» — неприлично дорогой научно-фантастический блокбастер от создателей финальных марвеловских «Мстителей» Энтони и Джо Руссо. В основе сюжета — одноименный графический роман шведского писателя Саймона Сталенхага, вышедший в 2018 году.
«Электрический штат» стал третьей попыткой братьев Руссо снять стриминговый хит, и снова неудачной. С бюджетом в $320 млн новый нетфликсовский экшен рискует стать самым дорогим провалом в истории современного кинематографа. Рейтинг одобрения критиков на Rotten Tomatoes — 15%. При этом зрители ставят фильму 74%, а Netflix объявляет его стриминговым блокбастером с 25,2 млн просмотров за первую неделю после релиза.
О раздражающем и разочаровывающем эффекте «Электрического штата», финансовых вложениях и отличиях от оригинального комикса подробнее рассказывает кинокритик и автор канала «Колыбельная для кошки» Оля Смолина.
Сюжет разворачивается в альтернативной реальности, где в 1990-х компания The Walt Disney ввела в эксплуатацию роботов, которые взяли на себя всю рутинную работу. В это же время подросток Мишель (Милли Бобби Браун) вместе с семьей попадает в смертельную автомобильную аварию, в результате которой выживает только она. Мишель тоскует по погибшим родителям, но особенно сильно ей не хватает младшего брата Кристофера (Вуди Норман) — математического гения, который раньше нее поступил в колледж. Ситуация в мире стремительно ухудшается, когда армия роботов поднимает бунт в попытке добиться гражданских прав. Усилиями президента Билла Клинтона в стране начинается война, победить роботов удается с помощью программы «Нейрокастер» — уникальной технологии разделения сознания, придуманной ученым Итаном Скейтом (Стэнли Туччи). Со временем «Нейрокастер» становится привычной частью быта людей, которые все больше уходят в виртуальную реальность, отказываясь жить по-настоящему.
Кадр из фильма «Электрический штат»
Но не 15-летняя Мишель. Получив загадочное послание от покойного брата, девочка отправляется в опасное дорожное путешествие в зону отчуждения. Компанию ей составляет робот Космо-Мальчик (Алан Тьюдик), а также бывалый контрабандист Китс (Крис Пратт) и его «умный» помощник Херман (Энтони Маки).
Шведский писатель Саймон Сталенхаг наряду с Чарльзом Форсманом («Конец ***ного мира», «Мне это не нравится») и Брайаном Ли О'Мэлли («Скотт Пилигрим жмет на газ») является одним из самых востребованных инди-комиксистов эпохи стримингов. В 2020 году Amazon Prime Video успешно адаптировала его «Рассказы из Петли» в научно-фантастический альманах с элементами мистики и ретрофутуризма. Сериал сходу сравнили с «Очень странными делами» — из-за ностальгической эстетики и акцента на персонажах школьного возраста. Неудивительно, что сразу несколько крупных голливудских студий поспешили присмотреться к молодому и подающему надежды автору, чьи работы в основном спонсируются платформой Kickstarter — что само по себе говорит о большой лояльности аудитории.
Кадр из фильма «Электрический штат»
«Электрический штат» — культовый в узких кругах графический роман-размышление — был продан, очевидно, за очень небольшие деньги режиссеру дилогии «Оно» Энди Мускетти, а он, в свою очередь, пригласил на пост режиссеров братьев Энтони и Джо Руссо, которые собаку съели на адаптациях марвеловских комиксов («Первый мститель. Другая война» и «Мстители. Война бесконечности») — причем ряд из них оказались ощутимо глубже своих оригиналов.
Кадр из фильма «Электрический штат»
Изначально дистрибуцией «Электрического штата» должна была заниматься компания Universal Pictures, которая готовила фильм для широкого проката. Однако в 2022 году по неизвестным причинам комикс улетел на стриминги — в цепкие лапы Netflix, платформа выделила на производство колоссальные $320 млн. Для сравнения: провальному «Серому человеку» тех же братьев Руссо дали всего $200 млн, столько же получил еще один блокбастер-разочарование «Красное уведомление», при этом многострадальному «Ирландцу» Мартина Скорсезе досталось всего $160 млн.
Даже в рамках мирового бокс-офиса «Электрический штат» выделяется непомерной дороговизной, уступая лишь «Пираты Карибского моря. На странных берегах» ($410 млн), «Мстители. Финал» ($356), сиквелу «Аватара» ($350–400 млн). При этом распознать, куда именно были потрачены кровные стриминговые деньги, в случае «Электрического штата» не получается.
Кадр из фильма «Электрический штат»
Как и во всех предыдущих работах Руссо, подростковая антиутопия о противостоянии людей и машин фактурой выделяется больше, чем содержанием. Анимационный мир «Электрического штата» радует разнообразием роботов-сайдкиков: от механизированной куклы-дирижера Perplexo (Хэнк Азария) до тревожного «умного» почтальона (Дженни Слейт) и антропоморфного арахисового талисмана Planters (Вуди Харрельсон), который является прямой отсылкой к реально существующему в США производителю закусок. Используя передовые технологии CGI и отработанные в «Мстителях» трюки с захватом движения, режиссеры создают невероятную вылизанную виртуальную картинку, которая удивительно слабо взаимодействует с основным сюжетом и его героями.
В одном из интервью Руссо недвусмысленно сказали, что хотели снять «игровую версию Pixar» — возможно, для таких целей им стоило заняться адаптацией другого комикса.
«Электрический штат» Сталенхага — это неторопливая, меланхоличная притча о мире, находящемся на грани увядания, написанная в форме монолога главной героини. Обрывочные воспоминания и непрозрачность некоторых событий книги оставляли в сознании читателей ощущение загадки, даря большое пространство для воображения.
«Электрический штат» братьев Руссо не унаследовал и толики очарования оригинала. Напротив, это максимально плоская подростковая антиутопия, которая осознанно упрощает ключевые элементы оригинала, а некоторые и вовсе отправляет в цифровой утиль.
Гипнотическая атмосфера Сталенхага, которая едва угадывалась в раскадровках фильма, при просмотре окончательно утрачивается. Руссо заимствуют лишь сюжетный каркас, выстраивая на его основе привычную жанровую историю о ребенке с большой судьбой, «плохих» взрослых и «хороших» роботах, за бесхитростным обликом которых можно разглядеть аллюзию на трудовых мигрантов.
Кадр из фильма «Электрический штат»
При этом смотреть «Электрический штат», длительность которого упирается в 120 минут, не то чтобы увлекательно. За безупречной ретроэстетикой скрывается откровенно низкий эмоциональный диапазон фильма: моменты, призванные выбить сердобольную зрительскую слезу, уничтожают прямотой и бездушностью. «Детский» рейтинг лишает «Электрический штат» любой попытки на дерзость — как в юморе, так и в динамических сценах.
Отсутствие напряжения сильно сказывается на темпоритме, превращая и без того тяжеловесный хронометраж в абсолютно неподъемный, особенно для зрительской аудитории школьного возраста. Для кого снимался новый блокбастер Энтони и Джо Руссо — вопрос без ответа. Возможно, мелькающий в каждом втором кадре продакт-плейсмент сможет как-то возместить убытки стриминга. Однако сердца поклонников оригинального романа им едва ли удастся склеить.