H&M заявил об отсутствии планов возвращаться в Россию
. Шведская сеть магазинов одежды свернула бизнес в стране в 2022 году
Магазин одежды H&M на Тверской улице в Москве
У H&M отсутствуют планы по возвращению в Россию, рассказали РБК Life в шведской компании. Такое заявление представители сети сделали на фоне сообщений о возможном возвращении на российский рынок компаний, которые свернули здесь свой бизнес в 2022 году.
«В настоящее время у нас нет планов возобновлять работу в России», — сообщили представители компании.
Возвращение компаний
Сообщения о том, что якобы западные бренды прощупывают почву на предмет возвращения на российский рынок, стали появляться на фоне переговоров президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа по Украине 12 февраля. СМИ сообщили, что оценивают перспективы по возвращению крупные южнокорейские компании, такие как Hyundai Motor Group, Samsung и LG Electronics.
Спустя несколько дней Союз торговых центров (СТЦ) обратился к Uniqlo, Inditex и H&M с предложением вернуться в Россию. «От имени Союза торговых центров мы хотели бы обратиться к возможным изменениям в текущем политическом ландшафте и их последствиям для возвращения ваших брендов на российский рынок», — говорилось в письме.
Крупнейшие торговые центры страны готовы сотрудничать с упомянутыми компаниями и предложить брендам свободные помещения для немедленной аренды или оперативно их освободить, выяснил в ходе опроса Союз торговых центров.
«Как ассоциация мы готовы содействовать диалогу, решать логистические проблемы и поддерживать беспрепятственную реинтеграцию на рынке. Если ваши компании рассматривают возможность возобновления работы в российском секторе розничной торговли, мы приглашаем вас обсудить потенциальные возможности, включая индивидуальные условия аренды, предпочтения по местоположению и стратегии, учитывающие специфику рынка», — заявили в Союзе.
Несмотря на то что сейчас во многих местах произошло замещение на другие бренды, в том числе Melon Fashion (Zarina, BeFree), Gloria Jeans, LIME, не все они работают успешно, такую точку зрения высказал вице-президент СТЦ Павел Люлин. Так, мимикрировавший под Uniqlo бренд Just Clothes, по его словам, закрывает точки.
СМИ также писали о возможном возвращении PepsiCo, Coca-Cola, Apple, Microsoft, Cisco, Johnson & Johnson, Nike и даже Ford и Visa с MasterCard.
В Госдуме на эти сообщения отреагировали сдержаннее. Глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов (КПРФ) отметил, что ушедшим западным компаниям придется приложить усилия для возвращения в Россию, процесс обратного вхождения на рынок потребует значительных инвестиций.
«С точки зрения экономической стратегии для компаний, покинувших рынок несколько лет назад, процесс обратного вхождения потребует значительных инвестиций. Во-первых, восстановление сетей поставок и логистики потребует новых договоренностей с подрядчиками, которые за это время могли переориентироваться на других партнеров. Во-вторых, маркетинговые усилия потребуют огромных расходов, так как необходимо будет вернуть не только присутствие, но и лояльность аудитории, которая за прошедшее время адаптировалась к альтернативным продуктам», — сказал Гаврилов.
При этом проблемы с возвращением могут возникнуть у тех, кто не оставил себе юридических механизмов для возвращения.
«В таких случаях возможны два сценария: либо западные компании попытаются выкупить заново занятые помещения и инфраструктуру, что, вероятно, вызовет сопротивление со стороны новых владельцев, либо они будут вынуждены искать совершенно новые площадки, что увеличит издержки и снизит их конкурентоспособность», — считает Гаврилов.
Приоритет в этом вопросе будет отдан компаниям из дружественных юрисдикций наряду с всесторонней поддержкой отечественных брендов, добавил парламентарий.
Процесс возвращения для платежных систем Visa и Mastercard будет тяжелым, так как они создали множество проблем для россиян, заявил газете «Аргументы и факты» глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
«Решение об уходе они приняли добровольно, их никто не понуждал к этому. Они спокойно могут вернуться без согласования с политиками. Просто надо снять дурацкие ограничения, которые западные компании ввели сами, нанеся себе ущерб», — сказал Аксаков.
Пока ни одна из компаний не сделала официального заявления о возобновлении работы в стране, заявили в Кремле. Москва, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, не получала сигналов о желании бизнеса из стран Запада, а также Южной Кореи и Японии вернуться в Россию.
Уход H&M из России
H&M приостановила продажи в России 2 марта 2022 года, прекратилась в том числе онлайн-торговля. В июле того же года компания объявила о решении окончательно покинуть Россию. В августе возобновила работу магазинов своих брендов в России (H&M, H&M Home, COS и Arket), подчеркнув, что это сделано для распродажи остатков.
Бренд работал в стране с 2009 года. По данным на конец 2021 года, в России у группы было открыто 168 магазинов. Ущерб от ухода из страны компания оценила в $192 млн.
Потенциальным покупателям предлагались права аренды на 168 магазинов и товарные запасы стоимостью $210 млн. Предложение о покупке бизнеса H&M в России получили крупнейшие ретейлеры. В частности, Melon Fashion Group и группа «Спортмастер».
Новое имя
Летом 2022 года в России возобновили работу некоторые магазины под новыми вывесками, среди них — Reserved — RE, Cropp — CR, Sinsay — CUH, House — XC, которые ранее принадлежали польскому ретейлеру LPP SA. Последняя остановила инвестиции в российских бизнес и закрыла все магазины в марте.
Представители польской компании отмечали, что «покупатель не получает права на использование товарных знаков и брендов, которыми владеет LPP SA, но будет иметь право на продажу всех товаров, принадлежащих российскому подразделению компании».
Продала свои российские магазины локальному менеджменту также сеть парфюмерно-косметических магазинов Sephora. Точки возобновили работу под историческим названием российской сети «Иль де Ботэ». В Москве также открылись магазины косметики французской сети L'Occitane, теперь — под вывеской «Л'Окситан».