10 красавиц-актрис из СССР, которых обожали за границей. Посмотрите фото

. Неотразимым звездам эпохи подражали миллионы зрительниц
Обновлено 07 февраля 2025, 13:06
Слева направо: Ольга Остроумова, Людмила Чурсина, Нонна Терентьева
Фото: Нонна Терентьева, Людмила Чурсина, Ольга Остроумова Дмитрий Козлов / РИА Новости; Валентин Мастюков / ТАСС; Василий Малышев / РИА Новости

Слева направо: Ольга Остроумова, Людмила Чурсина, Нонна Терентьева

Советский кинематограф подарил зрителям много шедевров, а популярные актеры тех лет становились объектом обожания и подражания. Многие советские актрисы сыграли десятки ролей, кто-то и сейчас продолжает работать. А есть те, кого безоговорочно считали образцом красоты и женственности, в сочетании с талантом это сделало их звездами эпохи и привлекло внимание зарубежной публики. Как сложились судьбы тех, чья волнующая красота была предметом обожания?

РБК Life напоминает, как выглядели самые красивые актрисы СССР в молодости. Ими восхищались на родине и за рубежом.

Любовь Орлова

Одна из самых знаменитых советских актрис, Любовь Орлова, с детства занималась музыкой, училась хореографии и пению, брала уроки актерского мастерства.

В 1933 году начинающий режиссер Григорий Александров пригласил актрису на пробы в картину «Веселые ребята», впоследствии ее утвердили на роль Анюты. На съемках у Александрова и Орловой закрутился роман, после окончания работы они сразу поженились.

С тех пор артистка долгие годы снималась только в фильмах Григория Александрова: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» — и играла в них главные роли. Каждый новый сценарий режиссер разрабатывал специально для Орловой. В его картинах раскрывались все таланты актрисы: она пела, танцевала, исполняла акробатические трюки. Именно ее музыкальные комедии принесли Орловой всесоюзную славу. Актриса была невероятно популярна у советских зрителей — девушки Страны Советов считали ее образцом для подражания, одевались и причесывались «под Орлову». В моде были осветленные волосы, белые водолазки и обтягивающие юбки — все атрибуты образа советской кинозвезды.

В 1947 году Орлова поехала с фильмом «Весна» на Венецианский кинофестиваль, где картина получила международную премию за оригинальный сюжет и за режиссуру, а сама Орлова — Специальный приз за лучшую женскую роль (разделив награду с Ингрид Бергман).

Начиная с 1951 года Александров и Орлова начали путешествовать по миру, демонстрируя «торжество советской демократии». Они подружились со многими международными кинозвездами, включая Чарли Чаплина. Многие заграничные поездки актрисы были связаны с Неделями советского кино или международными фестивалями, при этом на них не обязательно показывали фильмы с ее участием. Иногда ее просто включали в делегацию, как выразилась одна из актрис, «для красоты момента». Орлова умерла 26 января 1975 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Анастасия Вертинская

Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Ее отцом был поэт и певец Александр Вертинский, а матерью — актриса и художница Лидия Циргвава. За несколько месяцев до рождения Вертинской ее родители вернулись в СССР из эмиграции. Старшая сестра будущей актрисы — Марианна Вертинская — родилась еще в Шанхае.

Вертинская стала известной актрисой в совсем юном возрасте, в 17 лет. Она прославилась благодаря роли в фильме «Алые паруса». Премьера картины состоялась в 1961 году. «Алые паруса» стали одним из лидеров советского кинопроката, фильм посмотрели более 23 млн зрителей.

В тот же год вышел еще один ставший культовым фильм — экранизация научно-фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». В картине актриса снова предстала в роли непосредственной и романтичной красавицы — Гуттиэре.

Уже в 18 лет Вертинскую пригласили в труппу Московского драматического театра им. А.С. Пушкина, еще до того, как она в 1967 году окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина. Она снималась в фильмах Михаила Козакова, Георгия Данелии, Сергея Бондарчука, играла во МХАТе и в «Современнике». Вертинская стала известна не только в СССР, но и за границей, где ее называли «советской Вивьен Ли».

С 1968 по 1980 год актриса работала в театре «Современник». Там она сыграла Раневскую в спектакле «Вишневый сад», Нину Заречную в «Чайке», Оливию в «Двенадцатой ночи», «интересную женщину» в постановке «А поутру они проснулись».

После театра «Современник» Вертинская играла во МХАТе. Позже она преподавала актерское мастерство в Оксфорде, в «Комеди Франсез» и в Чеховской школе в Париже. Работала в европейской киношколе в Швейцарии. В 1991 году она создала и долгое время возглавляла Благотворительный фонд русских актеров (с 1996 года — Благотворительный фонд актеров). В настоящее время Вертинская является одним из учредителей БФА.

В молодости была замужем за Никитой Михалковым, в браке родился сын Степан, ныне известный ресторатор. Уже много лет актриса не снимается в кино, последней работой в ее фильмографии значится участие в картине-мюзикле «Бременские музыканты & Co» в образе Атаманши, премьера состоялась в 2001 году. В декабре 2024 года актриса отпраздновала 80-летие.

Ирина Алферова

Будущая актриса родилась в 1951 году в Новосибирске в неактерской семье. В 1972 году окончила ГИТИС (курс заслуженного деятеля искусств Владимира Дудина). Алферова дебютировала в кино в 1970 году с эпизодической ролью в фильме «Серебряные трубы». Но всесоюзную известность ей принесла роль в художественной телеэпопее «Хождение по мукам» (1977) режиссера Василия Ордынского по роману А.Н. Толстого. Ее утвердили на роль во время учебы на четвертом курсе.

В 1976 году она была зачислена в труппу Московского театра им. Ленинского комсомола (с 1991 года — «Ленком»). Ирина Алферова выходила на его сцену до 1993 года и за эти годы приняла участие в постановках «Юнона и Авось», «В списках не значился», «Жестокие игры» и других. Спустя два года артистка закрепила статус одной из главных звезд того времени, сыграв Констанцию в музыкальном фильме «Д'Артаньян и три мушкетера». Георгий Юнгвальд-Хилькевич утвердил ее по настоянию Госкино, хотя сам видел в этой роли Евгению Симонову. Озвучила героиню Анастасия Вертинская.

По словам нынешнего президента «Ленкома» Марка Варшавера, актриса была звездой европейского уровня, но руководство театра в те годы не давало дорогу исполнительнице:

«Захаров считал ее бездарной и холодной артисткой. Почему не талантливая? Не знаю. Но она была европейская звезда, снималась за границей. К тому же совершенная красавица. Я много раз говорил Марку Анатольевичу: «Ирина Алферова — это бриллиант, «золотая рыбка», это надо использовать. Ее любят зрители. Каждый день в театре раздавались звонки, публика спрашивала: в каком спектакле играет Ирина Алферова? Надо давать ей большие роли...»

С 1976 по 1993 год актриса была замужем за Александром Абдуловым, который удочерил ее дочь Ксению Алферову от болгарского дипломата Бойко Гюрова. Актерская чета появилась в мелодрамах «С любимыми не расставайтесь» (1979), «Суббота и воскресенье» (1982), «Предчувствие любви» (1982), «Поцелуй» (1983), «Капкан» (2007). С 1995 года актриса замужем за Сергеем Мартыновым, с которым познакомилась на съемках фильма «Звезда шерифа».

В настоящее время является актрисой столичного театра «Театр на Трубной», гастролирует по стране, продолжает сниматься. Одна из последних ролей в фильме 2021 года «Старые шишки», где она сыграла актрису. В 2025 году на экраны выйдет еще один проект с ее участием — детектив «Красный шелк», в прокате он стартует с 20 февраля.

Наталья Андрейченко

Фильм-мюзикл «Мэри Поппинс, до свидания!» режиссера Леонида Квинихидзе вышел в 1983 году. Главную роль — няню Мэри Поппинс, которая берется за воспитание Джейн Бэнкс и Майкла Бэнкса за «самое маленькое жалование» — сыграла красавица Наталья Андрейченко.

Актрисе на момент съемок было 27 лет, за год до этого она родила своего первого сына Дмитрия от Максима Дунаевского. Именно композитор, написавший впоследствии музыку к картине, предложил на главную роль свою супругу.

Масштаб дарования молодой артистки столь сильно впечатлял режиссеров, что они даже закрывали глаза на то, что актриса могла нарушать трудовую дисциплину. С этим столкнулся Андрей Кончаловский, когда работал над своей четырехсерийной киноэпопеей «Сибириада» в 1978 году.

В какой-то момент постановщику даже пришлось нанимать дублершу для исчезнувшей Натальи Эдуардовны и снимать ее со спины. Вероятно, Кончаловский прощал Андрейченко ее прогулы по той причине, что она все-таки выдавала великолепную игру в те моменты, когда находилась на площадке. «Сибириада» удостоилась Гран-при жюри Каннского кинофестиваля в 1979 году.

Затем актрису пригласили в первый советско-американский фильм — исторический мини-сериал «Петр Великий» (1985), она сыграла жену государя Евдокию Лопухину, а ее партнерами на площадке стали такие звезды мирового кино, как Лоуренс Оливье, Ванесса Редгрейв и Максимилиан Шелл. С последним у Андрейченко случился роман, переросший во второе замужество.

После распада СССР Андрейченко переехала к супругу в Голливуд, но там уже оказалась менее востребована как актриса. Она сыграла эпизодические роли в сериалах «Доктор Куин: женщина-врач» и «Полиция Нью-Йорка», в фильме «Маленькая Одесса», а также снялась в картине «Аврора: Операция «перехват» с Брюсом Пэйном.

Уже много лет Наталья Андрейченко живет в Мексике, где занимается духовными практиками и сыроедением. Больше 15 лет артистка практикует йогу. Она также является последовательницей буддизма. Сейчас ей 68 лет. Она частенько делится в социальных сетях новыми фотографиями и моментами из жизни, несколько дней назад она спела для подписчиков в кадре песенку со словами «Старость меня дома не застанет».

Наталья Кустинская

Свои главные роли Наталья Кустинская сыграла в фильмах «Три плюс два», «Иван Васильевич меняет профессию» и телесериале «Вечный зов». Актриса была мечтой многих советских мужчин, а иностранные журналисты называли ее советской Брижит Бардо.

Фильм «Три плюс два» 1963 года попал в европейский прокат. Французские журналисты назвали Наталью Кустинскую «советской Брижит Бардо». В 1960-е годы французский журнал Candide включил Кустинскую в десятку самых красивых актрис мира.

В начале 1980-х Наталью Кустинскую утвердили на роль в зарубежном проекте — фильме «Волшебная гора» по роману Томаса Манна. Билет в Мюнхен, где проходили съемки, был уже у нее в кармане, но в последний момент без всяких объяснений ее не отпустили. Сниматься у заграничных режиссеров звезду не отпустили советские власти, а на родине постановщики перестали приглашать ее в новые проекты.

Несмотря на популярность и яркую внешность, в личной жизни Наталья Кустинская была несчастна. За ее плечами шесть браков и множество измен. После смерти единственного сына и маленького внука Кустинская стала часто болеть, а в последние годы практически не вставала с кровати и сильно располнела. В декабре 2012 года актриса попала в больницу в состоянии комы и умерла, не приходя в сознание, на 75-м году жизни.

Татьяна Самойлова

Актриса снималась вместе с Питером Фальком и Артуром Кеннеди (в картине «Они шли на Восток», 1964 год), а ее портрет рисовал сам Пабло Пикассо. Знаменитый художник говорил о ней: «В глазах этой русской богини можно утонуть». Самая известная работа Самойловой — роль Вероники в картине «Летят журавли» 1957 года. Она принесла актрисе мировое признание и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

Однако повторить этот успех Самойлова не смогла. Сниматься в Голливуд ее не отпустили, а спустя годы единственный сын актрисы навсегда переехал в США. Свою внучку она видела только однажды. Татьяна Самойлова ушла из жизни в 2014 году в день своего 80-летия. Она умерла в одиночестве, а могила актрисы на главной аллее Новодевичьего кладбища несколько лет находилась в запустении. Памятник установили только в 2018 году на благотворительные средства.

Нонна Терентьева

Нонна Терентьева с первой же попытки поступила в Щукинское училище. Там же началась ее кинокарьера: она сыграла второстепенную роль в фильме «Бухта Елены», сразу после этого ей предложили главную роль в драме «Самый медленный поезд». Но звездой Терентьева стала после съемок в фильме «В городе С.» по рассказу Чехова «Ионыч».

Ленту Иосифа Хейфица «В городе С.» отправили в Канны для показа вне конкурса — так в 1966 году Терентьева впервые попала за границу. Красавица-актриса оказалась в центре внимания западных коллег и режиссеров, ее представили французским звездам Симоне Синьоре и Иву Монтану. Она произвела на всех такое сильное впечатление, что Синьоре даже не удержалась от комплимента: «Будь ваш фильм в конкурсе, вы обязательно получили бы приз за лучшую женскую роль, за красоту!»

О красоте Нонны Терентьевой знали за рубежом еще и благодаря портрету, снятому в 1967 году Василием Малышевым. Снимок получил первое место на фотовыставке в Париже. Затем фото оказалось в иностранной прессе, в том числе в газете Министерства обороны США Stars and Stripes. После этого девушке начали приходить письма от американских солдат с признаниями в любви и комплиментами ее красоте.

После Каннского кинофестиваля на 24-летнюю актрису посыпались предложения от западных режиссеров. Но чиновники отклонили их все: заявили, что Терентьева слишком занята, снимаясь в советских фильмах. Это было правдой лишь отчасти: в 1970-х Нонну звали лишь на второстепенные роли. Самым значимым ее проектом в то время стал «Гиперболоид инженера Гарина», где она сыграла коварную красавицу Зою Монроз. Именно после этой роли актрису начали сравнивать с Мэрилин Монро и Гретой Гарбо.

Впоследствии она сыграет еще несколько красоток-авантюристок: и в ироническом триллере «Бешеное золото», и в приключенческом боевике «Транссибирский экспресс». Всего в ее фильмографии 32 работы, и далеко не все роли — главные.

Нонна Терентьева очень не хотела стареть. Умерла она 8 марта 1996 года в возрасте 54 лет, но никогда не играла героинь старше 35 лет. В 2012 году ее дочь Ксения опубликовала фотографию Терентьевой на своей странице в соцсети с подписью:

«Сегодня маме исполнилось бы семьдесят. Она была бы в ужасе от этого события».

Светлана Тома

24 мая 1947 года родилась Светлана Тома, чья настоящая фамилия — Фомичева. Тома — псевдоним, взятый по фамилии прабабушки по материнской линии французского происхождения. Она окончила актерский факультет — целевой курс ЛГИТМиКа, а также получила диплом Кишиневского института искусств им. Музическу.

Актриса снималась во многих фильмах молдавского, в дальнейшем российского режиссера Эмиля Лотяну. Известные фильмы — «Красные поляны» (1965), «Лаутары» (1972), «Анна Павлова» (1983).

Но поистине знаменитой она стала после того, как предстала в образе свободолюбивой и неотразимой цыганки Рады в музыкальном фильме «Табор уходит в небо», который вышел на экраны в 1976 году. В том же году Тома была названа лучшей актрисой по опросу журнала «Советский экран». Мелодии к фильму написал Евгений Дога. В основе сюжета история любви двух молодых цыган — вещуньи Рады и конокрада Лойко (Григоре Григориу), взятая Эмилем Лотяну из рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Тома — одна из первых советских актрис, решившихся на откровенную сцену. Обнаженной артистка предстает в «Табор уходит в небо» всего на несколько мгновений. Фильм принес актрисе большой успех и признание у зрителей не только на родине, права на показ картины купили 112 стран.

‌Сейчас актрисе 77 лет, она продолжает сниматься в кино и ведет светскую жизнь. ‌‌Последняя вышедшая киноработа — сериал «Не дождетесь» 2022 года, в котором она сыграла героиню по имени Антонина Павловна. Она продолжает участвовать в сборных концертах и посещает мероприятия в качестве почетного гостя. Так в 2024 году Тома появилась в числе гостей фестиваля современного кино «Талант» в Хибинах Мурманской области и впечатлила поклонников своим прекрасным видом.

Людмила Чурсина

Будущая артистка родилась 20 июля 1941 года в городе Сталинабаде (Душанбе). Прошла отбор сразу в три вуза: ГИТИС (ныне РАТИ), ВГИК и Театральное училище им. Б.В. Щукина. В 1963 году окончила последнее и поступила в труппу Театра им. Вахтангова, где прослужила два года. Дебютировала в кино в фильме «Когда деревья были большими», а затем продолжила кинокарьеру, совмещая с работой в театре.

В 1969 году она была названа лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран». В том же году на XVII Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне ей вручили приз как лучшей актрисе за роль в фильм «Журавушка».

Награду ей вручала Одри Хепберн, а затем актрисе предлагали контракт на 15 фильмов в Голливуде, но от предложения руководители Госкино убедили ее отказаться, сославшись на то, что такого опыта у Чурсиной нет.

Сейчас звезде 83 года, она продолжает выходить на сцену Центрального академического театра Российской армии в трех спектаклях, последняя киноработа с ее участием состоялась в 2022 году, это был сериал «Мокьюментари».

Ольга Остроумова

Ольга Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане Оренбургской области. Потом семья переехала в Куйбышев (сейчас Самара), там школьница занималась в народном театре при клубе железнодорожников и решила стать актрисой. После окончания школы в 1966 году поступила в ГИТИС, затем начала работать в различных театрах и играть в кино. За ее плечами роли в десятках картин.

Актриса обрела всенародную любовь после съемок в легендарном фильме «…А зори здесь тихие». В 1972 году на Венецианский кинофестиваль поехала эта картина Станислава Ростоцкого, где и состоялась мировая премьера военной драмы. СССР представили исполнительницы главных ролей Ольга Остроумова (Женя Комелькова) и Ирина Шевчук (Рита Осянина). Вот только нарядов, подходящих для такого события, у девушек не было. Перед поездкой Ростоцкий повел их к Вячеславу Зайцеву. Каждая получила по три платья. В Венеции русские актрисы имели фантастический успех. Эта картина в итоге стала культовой не только в СССР, но и за рубежом.

Ольга Остроумова продолжает сниматься и выходить на сцену. Последняя киноработа с ее участием состоялась в 2022 году, это был мини-сериал «Номинация». С 1983 года и по сей день Остроумова работает в Театре имени Моссовета. В текущем репертуаре занята в четырех спектаклях. У Ольги Остроумовой есть двое детей от второго брака с Михаилом Левитиным, дочь и сын — Ольга Левитина (родилась в 1975 году) и Михаил Левитин — младший (родился в 1983 году). Третьим ее супругом был Валентин Гафт (скончался в 2020 году).

Поделиться