10 красавиц-актрис из СССР, которых обожали за границей. Посмотрите фото
. Неотразимым звездам эпохи подражали миллионы зрительниц
Слева направо: Ольга Остроумова, Людмила Чурсина, Нонна Терентьева
Советский кинематограф подарил зрителям много шедевров, а популярные актеры тех лет становились объектом обожания и подражания. Многие советские актрисы сыграли десятки ролей, кто-то и сейчас продолжает работать. А есть те, кого безоговорочно считали образцом красоты и женственности, в сочетании с талантом это сделало их звездами эпохи и привлекло внимание зарубежной публики. Как сложились судьбы тех, чья волнующая красота была предметом обожания?
РБК Life напоминает, как выглядели самые красивые актрисы СССР в молодости. Ими восхищались на родине и за рубежом.
Любовь Орлова
Любовь Орлова, 1950 год
Одна из самых знаменитых советских актрис, Любовь Орлова, с детства занималась музыкой, училась хореографии и пению, брала уроки актерского мастерства.
В 1933 году начинающий режиссер Григорий Александров пригласил актрису на пробы в картину «Веселые ребята», впоследствии ее утвердили на роль Анюты. На съемках у Александрова и Орловой закрутился роман, после окончания работы они сразу поженились.
С тех пор артистка долгие годы снималась только в фильмах Григория Александрова: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» — и играла в них главные роли. Каждый новый сценарий режиссер разрабатывал специально для Орловой. В его картинах раскрывались все таланты актрисы: она пела, танцевала, исполняла акробатические трюки. Именно ее музыкальные комедии принесли Орловой всесоюзную славу. Актриса была невероятно популярна у советских зрителей — девушки Страны Советов считали ее образцом для подражания, одевались и причесывались «под Орлову». В моде были осветленные волосы, белые водолазки и обтягивающие юбки — все атрибуты образа советской кинозвезды.
В 1947 году Орлова поехала с фильмом «Весна» на Венецианский кинофестиваль, где картина получила международную премию за оригинальный сюжет и за режиссуру, а сама Орлова — Специальный приз за лучшую женскую роль (разделив награду с Ингрид Бергман).
Кадр из фильма «Весна»
Начиная с 1951 года Александров и Орлова начали путешествовать по миру, демонстрируя «торжество советской демократии». Они подружились со многими международными кинозвездами, включая Чарли Чаплина. Многие заграничные поездки актрисы были связаны с Неделями советского кино или международными фестивалями, при этом на них не обязательно показывали фильмы с ее участием. Иногда ее просто включали в делегацию, как выразилась одна из актрис, «для красоты момента». Орлова умерла 26 января 1975 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Любовь Орлова в спектакле «Странная миссис Сэвидж», 1972 год
Анастасия Вертинская
Анастасия Вертинская, 1962 год
Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Ее отцом был поэт и певец Александр Вертинский, а матерью — актриса и художница Лидия Циргвава. За несколько месяцев до рождения Вертинской ее родители вернулись в СССР из эмиграции. Старшая сестра будущей актрисы — Марианна Вертинская — родилась еще в Шанхае.
Вертинская стала известной актрисой в совсем юном возрасте, в 17 лет. Она прославилась благодаря роли в фильме «Алые паруса». Премьера картины состоялась в 1961 году. «Алые паруса» стали одним из лидеров советского кинопроката, фильм посмотрели более 23 млн зрителей.
Кадр из фильма «Алые паруса»
В тот же год вышел еще один ставший культовым фильм — экранизация научно-фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». В картине актриса снова предстала в роли непосредственной и романтичной красавицы — Гуттиэре.
Уже в 18 лет Вертинскую пригласили в труппу Московского драматического театра им. А.С. Пушкина, еще до того, как она в 1967 году окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина. Она снималась в фильмах Михаила Козакова, Георгия Данелии, Сергея Бондарчука, играла во МХАТе и в «Современнике». Вертинская стала известна не только в СССР, но и за границей, где ее называли «советской Вивьен Ли».
С 1968 по 1980 год актриса работала в театре «Современник». Там она сыграла Раневскую в спектакле «Вишневый сад», Нину Заречную в «Чайке», Оливию в «Двенадцатой ночи», «интересную женщину» в постановке «А поутру они проснулись».
После театра «Современник» Вертинская играла во МХАТе. Позже она преподавала актерское мастерство в Оксфорде, в «Комеди Франсез» и в Чеховской школе в Париже. Работала в европейской киношколе в Швейцарии. В 1991 году она создала и долгое время возглавляла Благотворительный фонд русских актеров (с 1996 года — Благотворительный фонд актеров). В настоящее время Вертинская является одним из учредителей БФА.
Актриса Анастасия Вертинская на премьере биографической драмы «Вертинский». 2021 год
В молодости была замужем за Никитой Михалковым, в браке родился сын Степан, ныне известный ресторатор. Уже много лет актриса не снимается в кино, последней работой в ее фильмографии значится участие в картине-мюзикле «Бременские музыканты & Co» в образе Атаманши, премьера состоялась в 2001 году. В декабре 2024 года актриса отпраздновала 80-летие.
Ирина Алферова
Ирина Алферова. 1979 год
Будущая актриса родилась в 1951 году в Новосибирске в неактерской семье. В 1972 году окончила ГИТИС (курс заслуженного деятеля искусств Владимира Дудина). Алферова дебютировала в кино в 1970 году с эпизодической ролью в фильме «Серебряные трубы». Но всесоюзную известность ей принесла роль в художественной телеэпопее «Хождение по мукам» (1977) режиссера Василия Ордынского по роману А.Н. Толстого. Ее утвердили на роль во время учебы на четвертом курсе.
Кадр из телевизионного многосерийного художественного фильма режиссера Василия Ордынского «Хождение по мукам»
В 1976 году она была зачислена в труппу Московского театра им. Ленинского комсомола (с 1991 года — «Ленком»). Ирина Алферова выходила на его сцену до 1993 года и за эти годы приняла участие в постановках «Юнона и Авось», «В списках не значился», «Жестокие игры» и других. Спустя два года артистка закрепила статус одной из главных звезд того времени, сыграв Констанцию в музыкальном фильме «Д'Артаньян и три мушкетера». Георгий Юнгвальд-Хилькевич утвердил ее по настоянию Госкино, хотя сам видел в этой роли Евгению Симонову. Озвучила героиню Анастасия Вертинская.
Кадр из фильма «Д'Артаньян и три мушкетера»
По словам нынешнего президента «Ленкома» Марка Варшавера, актриса была звездой европейского уровня, но руководство театра в те годы не давало дорогу исполнительнице:
«Захаров считал ее бездарной и холодной артисткой. Почему не талантливая? Не знаю. Но она была европейская звезда, снималась за границей. К тому же совершенная красавица. Я много раз говорил Марку Анатольевичу: «Ирина Алферова — это бриллиант, «золотая рыбка», это надо использовать. Ее любят зрители. Каждый день в театре раздавались звонки, публика спрашивала: в каком спектакле играет Ирина Алферова? Надо давать ей большие роли...»
С 1976 по 1993 год актриса была замужем за Александром Абдуловым, который удочерил ее дочь Ксению Алферову от болгарского дипломата Бойко Гюрова. Актерская чета появилась в мелодрамах «С любимыми не расставайтесь» (1979), «Суббота и воскресенье» (1982), «Предчувствие любви» (1982), «Поцелуй» (1983), «Капкан» (2007). С 1995 года актриса замужем за Сергеем Мартыновым, с которым познакомилась на съемках фильма «Звезда шерифа».
В настоящее время является актрисой столичного театра «Театр на Трубной», гастролирует по стране, продолжает сниматься. Одна из последних ролей в фильме 2021 года «Старые шишки», где она сыграла актрису. В 2025 году на экраны выйдет еще один проект с ее участием — детектив «Красный шелк», в прокате он стартует с 20 февраля.
Актриса Ирина Алферова во время сбора труппы театра «Школа современной пьесы». 2023 год
Наталья Андрейченко
Студентка Всесоюзного государственного института кинематографии Наталья Андрейченко. 1977 год
Фильм-мюзикл «Мэри Поппинс, до свидания!» режиссера Леонида Квинихидзе вышел в 1983 году. Главную роль — няню Мэри Поппинс, которая берется за воспитание Джейн Бэнкс и Майкла Бэнкса за «самое маленькое жалование» — сыграла красавица Наталья Андрейченко.
Актрисе на момент съемок было 27 лет, за год до этого она родила своего первого сына Дмитрия от Максима Дунаевского. Именно композитор, написавший впоследствии музыку к картине, предложил на главную роль свою супругу.
Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!»
Масштаб дарования молодой артистки столь сильно впечатлял режиссеров, что они даже закрывали глаза на то, что актриса могла нарушать трудовую дисциплину. С этим столкнулся Андрей Кончаловский, когда работал над своей четырехсерийной киноэпопеей «Сибириада» в 1978 году.
В какой-то момент постановщику даже пришлось нанимать дублершу для исчезнувшей Натальи Эдуардовны и снимать ее со спины. Вероятно, Кончаловский прощал Андрейченко ее прогулы по той причине, что она все-таки выдавала великолепную игру в те моменты, когда находилась на площадке. «Сибириада» удостоилась Гран-при жюри Каннского кинофестиваля в 1979 году.
Наталья Андрейченко в роли Насти Соломиной в фильме «Сибириада». 1979 год
Затем актрису пригласили в первый советско-американский фильм — исторический мини-сериал «Петр Великий» (1985), она сыграла жену государя Евдокию Лопухину, а ее партнерами на площадке стали такие звезды мирового кино, как Лоуренс Оливье, Ванесса Редгрейв и Максимилиан Шелл. С последним у Андрейченко случился роман, переросший во второе замужество.
Киноактриса Наталья Андрейченко, актер и кинорежиссер Максимилиан Шелл. 1987 год
После распада СССР Андрейченко переехала к супругу в Голливуд, но там уже оказалась менее востребована как актриса. Она сыграла эпизодические роли в сериалах «Доктор Куин: женщина-врач» и «Полиция Нью-Йорка», в фильме «Маленькая Одесса», а также снялась в картине «Аврора: Операция «перехват» с Брюсом Пэйном.
Уже много лет Наталья Андрейченко живет в Мексике, где занимается духовными практиками и сыроедением. Больше 15 лет артистка практикует йогу. Она также является последовательницей буддизма. Сейчас ей 68 лет. Она частенько делится в социальных сетях новыми фотографиями и моментами из жизни, несколько дней назад она спела для подписчиков в кадре песенку со словами «Старость меня дома не застанет».
Наталья Андрейченко. 2024 год
Наталья Кустинская
Советская киноактриса Наталья Кустинская. 1962 год
Свои главные роли Наталья Кустинская сыграла в фильмах «Три плюс два», «Иван Васильевич меняет профессию» и телесериале «Вечный зов». Актриса была мечтой многих советских мужчин, а иностранные журналисты называли ее советской Брижит Бардо.
Фильм «Три плюс два» 1963 года попал в европейский прокат. Французские журналисты назвали Наталью Кустинскую «советской Брижит Бардо». В 1960-е годы французский журнал Candide включил Кустинскую в десятку самых красивых актрис мира.
Наталия Кустинская в роли Наташи на съемках художественного фильма «Три плюс два». 1963 год
В начале 1980-х Наталью Кустинскую утвердили на роль в зарубежном проекте — фильме «Волшебная гора» по роману Томаса Манна. Билет в Мюнхен, где проходили съемки, был уже у нее в кармане, но в последний момент без всяких объяснений ее не отпустили. Сниматься у заграничных режиссеров звезду не отпустили советские власти, а на родине постановщики перестали приглашать ее в новые проекты.
Несмотря на популярность и яркую внешность, в личной жизни Наталья Кустинская была несчастна. За ее плечами шесть браков и множество измен. После смерти единственного сына и маленького внука Кустинская стала часто болеть, а в последние годы практически не вставала с кровати и сильно располнела. В декабре 2012 года актриса попала в больницу в состоянии комы и умерла, не приходя в сознание, на 75-м году жизни.
Кадр из фильма «Королевская регата». 1967 год
Татьяна Самойлова
Советская актриса Татьяна Евгеньевна Самойлова в роли Анны Карениной во время съемок фильма «Анна Каренина». 1967 год
Актриса снималась вместе с Питером Фальком и Артуром Кеннеди (в картине «Они шли на Восток», 1964 год), а ее портрет рисовал сам Пабло Пикассо. Знаменитый художник говорил о ней: «В глазах этой русской богини можно утонуть». Самая известная работа Самойловой — роль Вероники в картине «Летят журавли» 1957 года. Она принесла актрисе мировое признание и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
Кадр из фильма «Летят журавли»
Однако повторить этот успех Самойлова не смогла. Сниматься в Голливуд ее не отпустили, а спустя годы единственный сын актрисы навсегда переехал в США. Свою внучку она видела только однажды. Татьяна Самойлова ушла из жизни в 2014 году в день своего 80-летия. Она умерла в одиночестве, а могила актрисы на главной аллее Новодевичьего кладбища несколько лет находилась в запустении. Памятник установили только в 2018 году на благотворительные средства.
Актриса кино Татьяна Самойлова во время вручения ордена Почета президентом РФ Дмитрием Медведевым в Кремле. 2009 год
Нонна Терентьева
Актриса Нонна Терентьева. 1967 год
Нонна Терентьева с первой же попытки поступила в Щукинское училище. Там же началась ее кинокарьера: она сыграла второстепенную роль в фильме «Бухта Елены», сразу после этого ей предложили главную роль в драме «Самый медленный поезд». Но звездой Терентьева стала после съемок в фильме «В городе С.» по рассказу Чехова «Ионыч».
Ленту Иосифа Хейфица «В городе С.» отправили в Канны для показа вне конкурса — так в 1966 году Терентьева впервые попала за границу. Красавица-актриса оказалась в центре внимания западных коллег и режиссеров, ее представили французским звездам Симоне Синьоре и Иву Монтану. Она произвела на всех такое сильное впечатление, что Синьоре даже не удержалась от комплимента: «Будь ваш фильм в конкурсе, вы обязательно получили бы приз за лучшую женскую роль, за красоту!»
Актриса Нонна Терентьева. 1970 год
О красоте Нонны Терентьевой знали за рубежом еще и благодаря портрету, снятому в 1967 году Василием Малышевым. Снимок получил первое место на фотовыставке в Париже. Затем фото оказалось в иностранной прессе, в том числе в газете Министерства обороны США Stars and Stripes. После этого девушке начали приходить письма от американских солдат с признаниями в любви и комплиментами ее красоте.
После Каннского кинофестиваля на 24-летнюю актрису посыпались предложения от западных режиссеров. Но чиновники отклонили их все: заявили, что Терентьева слишком занята, снимаясь в советских фильмах. Это было правдой лишь отчасти: в 1970-х Нонну звали лишь на второстепенные роли. Самым значимым ее проектом в то время стал «Гиперболоид инженера Гарина», где она сыграла коварную красавицу Зою Монроз. Именно после этой роли актрису начали сравнивать с Мэрилин Монро и Гретой Гарбо.
Впоследствии она сыграет еще несколько красоток-авантюристок: и в ироническом триллере «Бешеное золото», и в приключенческом боевике «Транссибирский экспресс». Всего в ее фильмографии 32 работы, и далеко не все роли — главные.
Актриса Нонна Терентьева. 1978 год
Нонна Терентьева очень не хотела стареть. Умерла она 8 марта 1996 года в возрасте 54 лет, но никогда не играла героинь старше 35 лет. В 2012 году ее дочь Ксения опубликовала фотографию Терентьевой на своей странице в соцсети с подписью:
«Сегодня маме исполнилось бы семьдесят. Она была бы в ужасе от этого события».
Светлана Тома
Светлана Фомичева (Тома) в роли цыганки Маши в фильме «Живой труп». 1968 год
24 мая 1947 года родилась Светлана Тома, чья настоящая фамилия — Фомичева. Тома — псевдоним, взятый по фамилии прабабушки по материнской линии французского происхождения. Она окончила актерский факультет — целевой курс ЛГИТМиКа, а также получила диплом Кишиневского института искусств им. Музическу.
Актриса снималась во многих фильмах молдавского, в дальнейшем российского режиссера Эмиля Лотяну. Известные фильмы — «Красные поляны» (1965), «Лаутары» (1972), «Анна Павлова» (1983).
Но поистине знаменитой она стала после того, как предстала в образе свободолюбивой и неотразимой цыганки Рады в музыкальном фильме «Табор уходит в небо», который вышел на экраны в 1976 году. В том же году Тома была названа лучшей актрисой по опросу журнала «Советский экран». Мелодии к фильму написал Евгений Дога. В основе сюжета история любви двух молодых цыган — вещуньи Рады и конокрада Лойко (Григоре Григориу), взятая Эмилем Лотяну из рассказа Максима Горького «Макар Чудра». Тома — одна из первых советских актрис, решившихся на откровенную сцену. Обнаженной артистка предстает в «Табор уходит в небо» всего на несколько мгновений. Фильм принес актрисе большой успех и признание у зрителей не только на родине, права на показ картины купили 112 стран.
Актриса Светлана Тома в роли Рады в фильме «Табор уходит в небо». 1976 год
Сейчас актрисе 77 лет, она продолжает сниматься в кино и ведет светскую жизнь. Последняя вышедшая киноработа — сериал «Не дождетесь» 2022 года, в котором она сыграла героиню по имени Антонина Павловна. Она продолжает участвовать в сборных концертах и посещает мероприятия в качестве почетного гостя. Так в 2024 году Тома появилась в числе гостей фестиваля современного кино «Талант» в Хибинах Мурманской области и впечатлила поклонников своим прекрасным видом.
Актриса Светлана Тома на кинофоруме к 100-летию СССР «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве» в кинотеатре «Художественный». 2022 год
Людмила Чурсина
Актриса Людмила Чурсина. 1964 год
Будущая артистка родилась 20 июля 1941 года в городе Сталинабаде (Душанбе). Прошла отбор сразу в три вуза: ГИТИС (ныне РАТИ), ВГИК и Театральное училище им. Б.В. Щукина. В 1963 году окончила последнее и поступила в труппу Театра им. Вахтангова, где прослужила два года. Дебютировала в кино в фильме «Когда деревья были большими», а затем продолжила кинокарьеру, совмещая с работой в театре.
В 1969 году она была названа лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран». В том же году на XVII Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне ей вручили приз как лучшей актрисе за роль в фильм «Журавушка».
Людмила Чурсина в главной роли в художественном фильме «Журавушка». 1968 год
Награду ей вручала Одри Хепберн, а затем актрисе предлагали контракт на 15 фильмов в Голливуде, но от предложения руководители Госкино убедили ее отказаться, сославшись на то, что такого опыта у Чурсиной нет.
Сейчас звезде 83 года, она продолжает выходить на сцену Центрального академического театра Российской армии в трех спектаклях, последняя киноработа с ее участием состоялась в 2022 году, это был сериал «Мокьюментари».
Актриса Людмила Чурсина (гадалка Киргхофф) во время пресс-показа спектакля «Предсказание» в постановке режиссера Марии Шмаевич в Центральном академическом театре Российской армии. 2024 год
Ольга Остроумова
Актриса Ольга Остроумова в фильме «Доживем до понедельника». 1969 год
Ольга Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане Оренбургской области. Потом семья переехала в Куйбышев (сейчас Самара), там школьница занималась в народном театре при клубе железнодорожников и решила стать актрисой. После окончания школы в 1966 году поступила в ГИТИС, затем начала работать в различных театрах и играть в кино. За ее плечами роли в десятках картин.
Актриса обрела всенародную любовь после съемок в легендарном фильме «…А зори здесь тихие». В 1972 году на Венецианский кинофестиваль поехала эта картина Станислава Ростоцкого, где и состоялась мировая премьера военной драмы. СССР представили исполнительницы главных ролей Ольга Остроумова (Женя Комелькова) и Ирина Шевчук (Рита Осянина). Вот только нарядов, подходящих для такого события, у девушек не было. Перед поездкой Ростоцкий повел их к Вячеславу Зайцеву. Каждая получила по три платья. В Венеции русские актрисы имели фантастический успех. Эта картина в итоге стала культовой не только в СССР, но и за рубежом.
Ольга Остроумова продолжает сниматься и выходить на сцену. Последняя киноработа с ее участием состоялась в 2022 году, это был мини-сериал «Номинация». С 1983 года и по сей день Остроумова работает в Театре имени Моссовета. В текущем репертуаре занята в четырех спектаклях. У Ольги Остроумовой есть двое детей от второго брака с Михаилом Левитиным, дочь и сын — Ольга Левитина (родилась в 1975 году) и Михаил Левитин — младший (родился в 1983 году). Третьим ее супругом был Валентин Гафт (скончался в 2020 году).
Актриса театра и кино Ольга Остроумова во время сбора труппы театра Моссовета и открытия мемориального кабинета Юрия Завадского. 2024 год