Сабрина Карпентер, Чаппелл Рон, Чарли XCX и Doechii: новые лица «Грэмми»
. Слушаем альбомы, заполучившие главную музыкальную награду 2025 годаНа церемонии 67-й премии «Грэмми» награды ушли как вполне привычным фигурам современной музыкальной индустрии вроде Бейонсе и Кендрика Ламара, так и совсем новым именам. Музыкальный журналист и автор телеграм-канала «Нормальный инди-рок» Дмитрий Ханчин рассказывает о четырех исполнительницах, получивших эту награду впервые: кто они, о чем и как поют и почему за ними стоит следить.
Сабрина Карпентер
Одной из главных героинь премии стала Сабрина Карпентер — ее пластинка Short n' Sweet взяла статуэтку как лучший вокальный поп-альбом, а песня Espresso — награду за лучшее сольное поп-исполнение.
Сабрина — далеко не дебютантка: у нее за спиной годы в проектах Disney и целых шесть полноформатных релизов, однако продолжительное время она была второстепенной героиней поп-культуры. В 2024-м Карпентер наконец шагнула на авансцену: треки Espresso и Please Please Please стали хитами, и про Сабрину заговорили все. Вышедший вслед за ними альбом только укрепил успех, и победа на «Грэмми» неожиданностью не стала.
Можно сказать, Сабрина в этом году победила Тейлор Свифт на ее поле. Свифт номинировалась с альбомом The Tortured Poets Department, очень интроспективной и, если уж начистоту, достаточно тусклой записью, целиком состоящей из баллад, в которых певица подробно рассказывает о своих отношенческих перипетиях. У Карпентер же получился солнечный, подвижный поп, одновременно легкомысленный и остроумный, радующий разнообразным звучанием, в котором сошлись диско, кантри, поп-рок и многие другие жанры. В итоге Тейлор Свифт покинула церемонию без единой награды (впрочем, не сомневаемся, что она еще отыграется), а для Сабрины Карпентер, кажется, все только-только начинается.
Chappell Roan
Интересная вышла история с Кейли Роуз Амштуц, известной как Чаппелл Рон. Ее дебютный альбом с роскошным названием The Rise and Fall of a Midwest Princess вышел еще в 2023-м, но прошел будто бы незамеченным. А в 2024-м прослушивания стали стремительно расти, песни — вируситься, пластинка — занимать высокие места в чартах. Сама Чаппелл из подающей надежды молодой певицы из Миссури превратилась в полноценного хедлайнера мирового масштаба— например, на Lollapalooza ей удалось собрать самую большую толпу в истории фестиваля.
Некоторые песни 26-летней Чаппелл звучат как добротный восьмидесятнический синти-поп, но сама она — на 100% героиня наших дней, с ярким экстравагантным образом и невероятно личными песнями. Ее победная речь стала одним из самых ярких моментов церемонии награждения. Вместо того чтобы просто рассыпаться в благодарностях, Чаппелл использовала момент, чтобы поделиться своей историей. Она рассказала, как в 2020-м ее бросила звукозаписывающая компания и она перебивалась случайными заработками, не могла позволить себе медицинскую страховку и чувствовала себя преданной музыкальной индустрией. После этого Рон напрямую обратилась к лейблам и потребовала у них достойной оплаты и здравоохранения для начинающих артистов.
Doechii
В номинации «Лучший рэп-альбом» выиграла Doechii (Джейла Джимья Хикмон), обойдя куда более именитых и опытных коллег. Например, Эминема, чья пластинка The Death of Slim Shady (Coup de Grace) наград не взяла.
Что интересно, никаких альбомов эта молодая исполнительница из Флориды не выпускала, и получивший статуэтку Alligator Bites Never Heal позиционируется как микстейп. В чем разница? Альбом чаще позиционируется как цельное творческое высказывание, микстейп — сборник разных треков, не объединенных драматургией и общей идеей. Но бывает по-разному. Некоторые авторы и альбомы пишут спустя рукава. Но у Doechii микстейп получился такой силы, что заткнул за пояс работы мастеров, а саму рэпершу прозвали «Кендриком Ламаром в юбке» — лестное сравнение, хотя и самобытности ей не занимать.
Doechii любит читать на олдскульные биты, но благодаря ее страстной, энергичной подаче рэп во вкусе 1990-х начинает звучать как свежее и молодое искусство. Впрочем, одним олдскулом дело не ограничивается: на службе у исполнительницы r'n'b, южный хип-хоп, трэп, соул — есть где разгуляться. Награду можно воспринимать как щедрый аванс, и нет сомнений, что девушка его оправдает сполна.
Charli XCX
Дебютанткой Чарли никак не назовешь: на музыкальной сцене она уже больше десяти лет. Однако именно в прошлом году, с выходом альбома Brat, британская певица перешла из условного электронного андеграунда, где обреталась в прошлые годы, в высшую лигу. На «Грэмми» она выиграла три статуэтки: электронную запись, электронный альбом и лучшую обложку. Академики премии славятся своей консервативностью, поэтому радостно, что они отметили столь смелую, актуальную запись.
Давно уже музыкальный альбом не становился таким крупным событием. Но Brat — действительно случай из ряда вон. Это очень многогранная запись: местами дерзкая, клубная, танцевальная, местами медленная, глубокая и рефлексивная.
Чарли не боится предстать перед слушателем ранимой и неуверенной в себе, поделиться своими переживаниями и в то же время заражает его своей энергией, перед которой невозможно устоять. Искренность, эмоциональная сырость подачи вместе с легкой иронией находит отражение в звучании, в котором сочетаются ностальгия по 2000-м, роскошные мелодии в духе 1980-х и сверхсовременный, футуристический саунд-дизайн.
Альбом идеально отражает наше время, мгновенно становясь культовой классикой, благодаря которой в будущем можно будет охарактеризовать и 2024-й год, и десятилетие в целом. Ну а в ближайшее время определенно стоить ожидать бум поп-альбомов, заигрывающих с клубным звуком и эстетикой.
Бонус: Gojira
На закуску — победители в категории «Лучшее металл-исполнение» — группа Gojira. Группу, основанную почти 30 лет назад, не включишь в разряд молодой и перспективной, но среди лауреатов «Грэмми» они определенно новички.
Gojira из Франции, исполняют они смесь дэт-, прог- и грув-металла, иными словами — музыку брутальную, замороченную, при этом качающую. В своем жанре они абсолютная и непререкаемая величина. Но дело в том, что металл — довольно закрытый, герметичный мир, и даже очень популярные группы нечасто выходят за его пределы. Gojira же вышли благодаря… Олимпийским играм. Они стали первой в истории металл-группой, открывшей Олимпиаду, и зрелище было эпическое.
Расположившись на стенах замка Консьержери, они исполнили Ah! ça irа, песню времен Великой французской революции (разумеется, в собственной мощной аранжировке), а дуэтом с ними спела отрубленная голова Марии Антуанетты. Этот незабываемый номер вызвал восторг у одной части телезрителей, ужас у другой, показал хорошие цифры на стримингах, а в итоге принес группе статуэтку, а нам — пищу для размышлений о том, что тяжелая музыка, возможно, понемногу выходит из своего жанрового гетто к широкому слушателю.