Топ в выдаче на маркетплейсах захотели отдать производителям из России
. Законопроект о «российской полке» уже внесен в ГосдумуВ Госдуме захотели отдать 15 первых мест на маркетплейсах товарам из России

Депутаты Государственной думы выступили с предложением обязать маркетплейсы показывать первыми 15 товаров российского производства. Законопроект подготовлен и внесен в Госдуму заместителем руководителя фракции «Справедливая Россия — За правду» Дмитрием Гусевым, сообщает РБК.
Депутаты предложили дополнить закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» поправками о том, что онлайн-магазины и маркетплейсы обязаны обеспечить показ товаров российского происхождения на первых 15 позициях каталогов или в выдаче при поисковом запросе. Сами критерии «отечественности» определит правительство России, для этого будет учитываться степень локализации производства в России.
По мнению автора законопроекта Дмитрия Гусева, такая «российская полка» на маркетплейсах даст преимущество отечественным производителям, послужит стимулом для их роста и улучшит реализацию их продукции. Кроме того, мера поможет повысить занятость населения и приведет к увеличению налоговых поступлений.
Как отметили в Минпромторге, технически реализовать эту инициативу можно с помощью изменения алгоритмов у российских товаров на маркетплейсах. Для остальных товаров будут действовать уже существующие алгоритмы. При этом депутат Госдумы Татьяна Буцкая («Единая Россия») подчеркнула, что реализация законопроекта может столкнуться и с другими сложностями, главная из которых — определить, кто является российским производителем, а кто — владельцем марки, где находится место производства.
Весной 2023 года был разработан законопроект о «российской полке». Изначально он касался только офлайн-торговли, но затем появилась аналогичная идея и для маркетплейсов. Предполагалось, что речь будет идти о требовании показывать в числе первых 50 карточек товаров только российские. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; входят Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и др.) Артем Соколов назвал эту версию законопроекта попыткой вмешаться в поисковую выдачу, которую интернет-магазин генерирует по запросу покупателя.
Тогда Минпромторг подготовил обновленный проект о российской полке товаров в магазинах и начал обсуждать документ с профильными ведомствами. В конце декабря 2024 года глава ведомства России Антон Алиханов предложил обязать маркетплейсы рекомендовать при поиске пользователям платформ отечественные аналоги иностранных брендов. Тогда он заявил, что целью инициативы является уравнять отечественных производителей в конкурентной борьбе с более сильными с маркетинговой точки зрения зарубежными брендами.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли, сейчас в торговых сетях доля импорта в непродовольственных категориях варьируется от 30 до 70%.