Как выглядели роскошные рестораны в СССР. Простых людей туда не пускали

. «Прага», «Советский» и другие легендарные места
Обновлено 07 декабря 2024, 11:54
Интерьер ресторана «Прага». 1968 год
Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости

Интерьер ресторана «Прага». 1968 год

Рестораны в СССР были не только заведением, где можно было пообедать или поужинать. Они дарили посетителям ощущение «красивой жизни», позволяли отвлечься от быта, провести время в красивых, порой нарочито вычурных интерьерах, пообщаться и потанцевать. Выход в ресторан воспринимался как праздник, там можно было встретить звезд той эпохи.

Были просто роскошные рестораны, а были заведения, куда даже столичным жителям вход был заказан. Они принадлежали профессиональным сообществам и имели строгую пропускную систему, пройти туда могли только члены данной ассоциации. Самыми престижными и при этом закрытыми для посещения простыми гражданами заведениями были рестораны ВТО (Всероссийского театрального общества), ЦДЛ (Центрального дома литераторов) и Дома Кино. Если в обычных ресторанах заявленная в меню осетрина, как правило, отсутствовала, однако наличествовала в домашнем холодильнике завпроизводством и директора, то в ведомственных ресторанах она была, вспоминает ресторатор Леонид Гарбар.

В то время все без исключения рестораны в вечернее время украшала табличка на двери «Мест нет». Иногда табличка была рукописной, но чаще это было солидное изделие в рамке, с золотым шрифтом на красном фоне, под стеклом. Солидно и основательно. Вход в приличных заведениях охранял швейцар, зачастую весьма живописного вида, в мундире, отметил ресторанный и гастрономический эксперт Андрей Бугайский в очерке, написанном им для портала Cozy Moscow.

РБК Life нашел фото знаменитых ресторанов СССР, посмотрите на эту роскошь советской эпохи.

«Прага»

Роскошный ресторан на Арбате очень любила советская элита: в нем часто бывала Галина Брежнева, которая отмечала в зимнем саду «Праги» дни рождения и устраивала камерные вечеринки в честь 8 Марта. Как следует из названия, здесь подавали угощения из Чехословакии: сосиски, копченые шпикачки и чешское пиво. Также там можно было отведать биточки с креветками и ветчиной и фирменный «Пражский салат» с грибами.

Здание ресторана «Прага» охраняется как памятник архитектуры. В нынешнем виде оно было построено в начале XX века, но трактир «Прага» на этом месте открылся еще в 1872 году. Потоки посетителей разных залов ресторана разводились с помощью разных входов. Зал «Королевский» был самым пышным в ресторане, в его середине сохранился исторический фонтан. Посольский зал с флагами, как говорят бывшие работники ресторана, использовался для переговоров с представителями иностранных держав. В ресторане много элементов декора, которые охраняются государством, например панно «Москва» и мраморные колонны перед ним.

«Арагви»

Первый в советской Москве ресторан грузинской кухни, открытый в 1938 году, был расположен в здании бывшей гостиницы «Дрезден». Одним из завсегдатаев «Арагви» был Лаврентий Берия: здесь у него был персональный кабинет с небольшим балконом, выходившим прямо в соседний зал «Столичный». С этого балкона он наблюдал за посетителями. Туда же отведать цыпленка табака захаживала знаменитая Фаина Георгиевна Раневская. «Арагви» славился именно своими фирменными мясными блюдами, например, там можно было заказать шашлык по-карски.

В советские времена «Арагви» был любимым рестораном не только представителей власти, но также богемы и инженерно-технической элиты.

«Интерьер «Арагви» не был ярким: обилие дерева, традиционные накрахмаленные скатерти. В те времена этот ресторан был мужским, дорогим, мясным и вкусным, с настоящей грузинской кухней и всеми ее ответвлениями, с обширным меню — шашлыками, сациви, кучмачи», — вспоминал Борис Дудченко, с 1975 по 1982 год — сотрудник Министерства внешней торговли СССР.

«Советский»

«Советский» на Ленинградском проспекте в Москве — официальный правительственный ресторан при одноименной гостинице, расположенный в перестроенном здании легендарного ресторана «Яръ».

«Советский» обслуживал номенклатурных работников, партийную верхушку и высокопоставленных иностранных гостей, приглашенных советскими властями. В разное время здесь обедали бывшие премьер-министры Великобритании и Индии Маргарет Тэтчер и Индира Ганди, французская певица Мирей Матье, голливудский актер Арнольд Шварценеггер и другие знаменитости. В Белом зале здания ресторана с 1960-х обустроили концертный зал, здесь базируется знаменитый цыганский театр «Ромэн».

Ресторан при ЦДЛ

Ресторан при Центральном доме литераторов — закрытое заведение для писательской богемы. Красивый дореволюционный особняк со всеми атрибутами дворянского благосостояния изначально был построен в 1889 году по проекту архитектора Петра Бойцова для князя Святополк-Четвертинского. Позже и до революции там жила графиня Александра Олсуфьева. В 1932-м здание перешло к советским московским писателям.

Вначале там был просто Дом писателей, а в 1934-м он стал Центральным домом литераторов. Ресторан при Доме появился не сразу, а спустя шесть лет, когда советских литераторов прикрепили к дефицитной спецбазе № 7 Мосглавресторана, пояснил ресторанный критик Михаил Костин. Попасть туда можно было только по писательскому билету или по хорошему знакомству.

В 1960-е здесь был знаменитый буфет для писателей со строжайшим пропускным режимом, где собирались самые известные литераторы — от Евгения Евтушенко до Беллы Ахмадулиной. Нынешний Пестрый зал ресторана до сих пор хранит на своих стенах автографы и рисунки писателей и поэтов — шестидесятников. Как заверяют в ресторане, который работает и сейчас, здесь сохранены интерьеры в том виде, в каком они были приняты еще первым хозяином особняка — князем Борисом Святополк-Четвертинским.

Есть версия, что именно этот ресторан стал прототипом ресторана из романа «Мастер и Маргарита». В пятой главе дело происходит в «Доме Грибоедова», принадлежащем МАССОЛИТу, на первом этаже которого находился и элитный ресторан для литераторов.

«Оплывая потом, официанты несли над головами запотевшие кружки с пивом, хрипло и с ненавистью кричали: «Виноват, гражданин!» Где-то в рупоре голос командовал: «Карский раз! Зубрик два! Фляки господарские!» Тонкий голос уже не пел, а завывал: «Аллилуйя!» Грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню. Словом, ад», — говорится в романе.

Ресторан ВТО

Советские граждане мечтали попасть в ресторан ВТО, который находился в здании Всероссийского театрального общества на Тверской 16/2 в столице. Место по-настоящему легендарное, как и ресторан с одноименным названием. Попасть сюда было огромным событием, ведь здесь обедали любимые советские актеры.

Среди постоянных посетителей были Элина Быстрицкая, Александр Ширвиндт, Василий Лановой и многие другие. Салат «Театральный» из свеклы — любимый салат Владимира Зельдина, еще он любил котлеты «Пожарские», малосольные огурцы и студень — так рассказывал ресторатор осетинского происхождения Владимир Бароев, владевший рестораном много лет уже в постсоветскую эпоху и хорошо знающий его историю.

«Я была еще студенткой, и меня пригласили в ресторан ВТО. Это было невероятное впечатление! Я не помню, что было в меню и что в тарелках, но вокруг меня сидели и ели те люди, которых я привыкла видеть на экране и к которым относилась как к настоящим небожителям! Это было настолько удивительно, что все знаменитые актеры, на которых мы смотрели с придыханием, могут так спокойно сидеть по соседству с тобой и есть!» — приводит воспоминания московской пенсионерки Ларисы Моториной сайт Московской осетинской общины.

В легендарный ресторан ВТО пускали только тех, кто работал в театре, имел непосредственное отношение к кинематографу, а также писателей и композиторов. Документ принадлежности к творческой богеме для входа в ресторан показать надо было обязательно. Этот ресторан многие любили и за то, что он работал до часа ночи. Частенько в ресторан захаживали Олег Ефремов, Михаил Козаков, Игорь Кваша, Андрей Миронов, Олег Табаков.

Блюда в ресторане ВТО были часто простые, но хорошо приготовленные. Многие завсегдатаи любили «Сельдь по-бородински». Это филе сельди в орехово-томатном соусе сочинил еще в пятидесятых годах легендарный директор ресторана ВТО Яков Розенталь, которого все звали все просто Борода. Считается, что именно он был прототипом Арчибальда Арчибальдовича в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

После 1990 года ресторан и здание ВТО сгорели, спустя пару лет они получили новую дислокацию на Старом Арбате и название «Дом актера» (сейчас ресторан не работает).

Поделиться