Что такое фидбэк: как его давать и отвечать на обратную связь
. И что делать, если вам не нравится критика вашей работыОбратная связь помогает оценить достижения и выявить области для роста. Фидбэк важен в работе команд, образовании и личном развитии, так как позволяет вносить изменения и добиваться лучших результатов. РБК Life вместе с психологами разобрался, как фидбэк влияет на работу человека, как грамотно давать и принимать обратную связь.
Что такое фидбэк
Фидбэк (с английского feed-back, feed — «питание, подача материала», back — «обратно») — это отклик на деятельность человека с целью помочь ему сделать работу более качественной [1], [2].
Обратная связь возникает, когда среда реагирует на действие или поведение. Например, «фидбэк клиентов» — это реакция покупателей на продукты, услуги или политику компании, а «фидбэк о производительности» — это реакция сотрудников на обратную связь от руководителя [3].
Обратная связь — это инструмент развития. Она помогает преодолеть некоторый разрыв между результатом, который был запланирован или ожидаем, и тем, как на самом деле получилось выполнить задачу.
Зачем нужна обратная связь
Главная цель обратной связи — внести необходимые изменения для улучшения работы. Фидбэк используется:
- В корпоративной культуре. Руководитель помогает сотруднику выстроить рабочие процессы. Сотрудник может подсказать руководителю, как упростить или улучшить работу коллектива.
- В образовании. Обратная связь от учителя помогает ученику увидеть ошибки и исправить их для достижения лучших образовательных результатов. Фидбэк от ученика подсказывает учителю, как сделать урок эффективней.
- В рекламе и маркетинге. Отзывы клиентов помогают компании улучшать качество товаров и придумывать новые продукты.
Фидбэк помогает:
- Оценить себя со стороны. Он показывает, как окружающие воспринимают вашу работу.
- Подчеркнуть значимость труда. Обратная связь демонстрирует, что ваша работа замечена и важна, что в ней есть смысл.
- Повысить вовлеченность. Получая отзыв, вы чувствуете себя частью процесса, что мотивирует и укрепляет связь с задачами.
- Улучшить отношения. Конструктивная обратная связь делает взаимодействие более открытым, доверительным и продуктивным.
- Определить зоны роста. Фидбэк помогает выявить аспекты, которые можно развивать, что способствует личному и профессиональному росту.
- Получить вдохновение. Советы и идеи помогут найти новые подходы и решения.
- Устранить недоразумения. Честный диалог через обратную связь помогает избежать конфликтов и прояснить ожидания [4].
Обратная связь может быть крайне полезным инструментом, который помогает человеку увидеть и присвоить себе свои сильные стороны, как личные, так и профессиональные. Положительная обратная связь дает чувство уверенности, формирует и подкрепляет представление человека о себе как о хорошем специалисте. Опираясь на свою идентичность успешного профессионала, сотрудник сможет действовать более инициативно и решительно в будущем. А также будет чувствовать, что его работу замечают и ценят в компании.
Как давать обратную связь
Хорошая обратная связь состоит из следующих важных элементов:
- Предметность. Фидбэк не должен содержать общих утверждений. Фокус стоит сделать на конкретных вещах или действиях человека, которые он способен изменить.
- Своевременность. Лучше давать обратную связь сразу после выполнения задачи, пока участники процесса помнят нюансы.
- Баланс между указанием сильных сторон и областей роста. Автор фидбэка признает то, что люди делают правильно, и в то же время конструктивно рассматривает области, требующие изменения.
- Лаконичность. Лучше обсудить два-три основных вопроса, сосредоточиться на главном, а не на деталях.
- Регулярность. Еженедельный отклик даст больший результат, чем спонтанный комментарий между рабочими задачами.
- Доброжелательность. Язык и тон обратной связи играют важную роль. Она должна быть поддерживающей и уважительной.
- Двусторонняя коммуникация. Обратная связь не является односторонней. Она работает благодаря активному слушанию и открытому диалогу. Получатель также может поделиться точкой зрения на проделанную работу [5], [6].
Есть технология «Бутерброд». Сначала вы говорите собеседнику что-то хорошее о его работе, потом обозначаете зоны роста, а после снова отмечаете сильные стороны. Тогда после фидбэка человек уйдет с позитивной установкой на рост.
Чтобы положительная обратная связь имела эффект, важно, чтобы она давалась с опорой на факты. Вместо «Ты молодец, отличная работа» лучше отметить конкретные достижения «Спасибо за то что ты смог оставаться собранным даже в стрессовой ситуации. Благодаря твоему вдумчивому подходу наша команда не поддалась панике и сумела довести проект до отличного результата!»
Как ответить на фидбэк
Важно не бояться высказывать мнение, давать обратную связь на обратную связь. Особенно если она неконструктивная, касается ваших личностных особенностей, а не вашей работы. Можно сразу остановить собеседника и попросить его сменить фокус с вашей личности на ваши действия. Если этого не происходит, коммуникацию стоит прекратить.
Если вы получили неконструктивную обратную связь, например, кто-то говорит, что ваша работа «не очень», а вы понимаете, что она, наоборот, неплохая, — здесь важно уметь вести диалог. Была ли изначально четкая инструкция? Знал ли собеседник вводные данные? В таких случаях найти истину помогут документы, которые изначально сопровождали эту работу.
Если ваш коллега дал вам некорректную обратную связь, попробуйте дать ему ответ в форме «я-сообщения». Формула этого коммуникативного приема складывается из четырех пунктов: говорим о чувствах, обозначаем факты, объясняем, выражаем желание. Например «Я теряю мотивацию, когда на меня повышают голос, потому что не понимаю что именно нужно исправить. Могли бы вы показать мне пример хорошо выполненного отчета, чтобы я смог взять его за образец?»
Как поддержать себя, если обратная связь оказалась обидной
Далеко не всегда есть возможность как-то обойтись с неприятным комментарием и перенаправить диалог в конструктивное русло. Зачастую мы остаемся с этой критикой один на один, и она еще долгое время может ходить следом, продолжая высасывать из нас силы и заставляя сомневаться в самих себе. В такой ситуации важно суметь оказать себе поддержку.
Возьмите листок бумаги и разделите его на два столбца. В первом столбце вы можете дать волю своим переживаниям, выпишите все накопившиеся к себе претензии, чаяния, можно пожаловаться от всей души. А теперь переходя ко второму столбцу, представьте себя самым добрым, самым любящим и поддерживающим другом самому себе и напишите ответ от его имени. Пусть этот друг скажет о том, как ему жаль, что вам пришлось это пережить, что он несомненно видит в вас множество достоинств (и не поленится их перечислить). Здесь важно помочь себе поверить, кто бы что ни говорил, главное, что вы сами у себя есть.
Можно вернуться к задевшему комментарию и обдумать его с помощью нескольких вопросов: есть ли в этих словах что-то, с чем я готов согласиться? С какими из этих слов я не согласен? Что именно я отстаиваю, не соглашаясь с ними? Сказанное другими не входит в нашу зону контроля, но взять эти слова себе или нет, решать только вам.
Вам помогут упражнения и советы, связанные с саморегуляцией. Например, вы можете написать письмо «обидчику» и не отправлять его, просто выплеснуть эмоции на бумагу. И, конечно, важно всегда видеть свои сильные стороны. Промахи случаются у всех, они не определяют вас как специалиста и человека.