Кинокритик заявил, что сериал «Преступление и наказание» «дурит» зрителя

. Первые серии вышли на «Кинопоиске» в ноябре

Кинокритик Сурков: сериал «Преступление и наказание» с Янковским дурит зрителя

Обновлено 15 ноября 2024, 14:33
Кадр из сериала «Преступление и наказание»
Фото: Плюс Студия

Кадр из сериала «Преступление и наказание»

«Создатели сериала дурят зрителя с первых секунд», — заявил кинокритик Павел Сурков в рецензии для «РИА Новости» на проект «Преступление и наказание» по мотивам одноименного романа Федора Достоевского. Сурков обратил внимание на то, что сериал начинается с беседы двух эпизодических персонажей в «вербалике XIX века».

«Могут ли два морячка, отпущенных в увольнение, разговаривать как благородные гардемарины времен Александра Третьего? Нет, конечно», — считает Сурков.

По мнению кинокритика, создатели шоу не нашли подходящего творческого приема и обезопасили себя «проверенным штампом — а ну как мы окунем героев Достоевского в современность и посмотрим, что получится».

Кроме того, автор информационного агентства заметил прием, который использовался в другом недавнем проекте — сериале «Король и Шут» о культовой панк-группе. Сходство: и Раскольникова, и Горшка одолевают некие темные сущности. Первый страдает от действий «не предусмотренного Достоевским» персонажа — Тени, а второй — от инфернального Шута.

«Вопрос, зачем это нужно режиссеру Мирзоеву, по-прежнему остается. Впрочем, простые ответы на поверхности. Возможно, чтобы как-то увеличить хронометраж. Или добавить еще один конфликт, проверенный. У других же сработало», — рассуждает Сурков.

По мнению кинокритика, перед исполнителями главных ролей — Иваном Янковским и Тихоном Жизневским — не стоит особых артистических задач. Их историю Сурков обозначил как «юный Вова Адидас спорит с майором Громом».

Киножурналист Милана Стояновска в рецензии для РБК Life уточняет, что действие переносится из Петербурга 1860-х в пространство не современной, а «вечной России», как называет сеттинг режиссер Владимир Мирзоев.

Кроме того, Милана Стояновска отметила, что Тень выполняет в проекте две функции. «Первая связана с перенесением текста в пространство визуального: если роман может на большую часть состоять из внутреннего монолога и фиксации мыслей героя, то сериал из одного закадрового голоса, по мнению авторов, не может. Появление Тени дает Раскольникову собеседника, который готов выслушивать идеи лихорадочного сознания, а в ответ только повторять то, что слышал от него же. По сути эхо, а для Родиона вдохновитель и соучастник, на которого хочется свалить все свершившееся», — заметила киножурналист.

Вторая функция вытекает из переклички с «Братьями Карамазовыми» и работами психиатра Карла Юнга, который подробно описал в своих работах архетип Тень.

Стояновска также рассмотрела в эпизодах отсылки к «Дневнику писателя» и «Бесам», отражение идей нигилизма, упоминание «Лолиты» Владимира Набокова и кассету с фильмом Алексея Балабанова. По ее мнению, это части пазла — «чем больше кусочков разгадает и поймет зритель, тем полнее будет его понимание произведения Мирзоева». Сериал она назвала «персональным продуктом: зритель увидит его так, как сможет расшифровать и какие отсылки заметить».

Киножурналистка считает, что из недомолвок и загадок сериала происходит связанная с его восприятием проблема. Благодаря масштабной маркетинговой кампании «Кинопоиск» привлек к проекту большое внимание, однако очень широкая аудитория «не сможет единодушно подхватить артхаусную многослойную головоломку и унести ее в топы рейтингов».

Поделиться
Авторы
Теги