«Все больше пациентов едут к нам из-за границы»

. Что происходит с медициной в России и как она выглядит на фоне зарубежной
Обновлено 15 ноября 2024, 17:01
Хвича Акубардия
Фото: «Евроонко»

Хвича Акубардия

РБК Life выяснил у Хвичи Акубардия, председателя совета директоров группы компаний «Евроонко», развивающей федеральную сеть клиник экспертной онкологии, как развивается частная медицина, почему даже в условиях санкций в Россию приезжают лечиться все больше иностранцев и что происходит в регионах.

— Как вы оцениваете развитие рынка частной медицины в стране?

— Во всех развитых странах доля здравоохранения в структуре ВВП неуклонно растет, и это вполне объяснимо. Потому что по мере роста благосостояния и доходов, а также увеличения среднего возраста в популяции как государство в целом, так и отдельные граждане начинают уделять проблемам здоровья все больше внимания. Медицинский бизнес сам по себе априори клиентоориентирован. И, наверное, в том числе поэтому частные клиники имеют возможность чуть более чутко реагировать на запросы людей, стремятся найти и предложить им новые виды помощи. Зачастую именно те направления инноваций, которые реализуются частными клиниками, становятся примером в том числе и для государственных медучреждений.

— Насколько реализован потенциал частной медицины и есть ли еще ниши, в которые она могла бы зайти?

— По моему мнению, медицина является одним из наиболее сложных видов бизнеса в России. Потому что в сегодняшней конъюнктуре, если взять даже простое размещение средств на депозите в банке, оно даст вам неплохой и практически гарантированный доход. И в такой ситуации предприниматель, который принимает решение заняться медициной, является в некотором смысле идеалистом. Но тем не менее я вижу большое количество интересных ниш, которые практически не заняты крупными игроками. При этом и система государственного здравоохранения в то же время очень интенсивно развивается, особенно в мегаполисах.

Следующий этап развития медицины в целом в России будет связан с постепенным проявлением общей модели рынка, при которой будет реализована попытка взять все самое лучшее из советской системы, наследия нашего, и местами немного хаотичного опыта частного бизнеса последних 30 лет. Думаю, что место найдется всем, кто готов честно и качественно работать.

— Как меняются стратегии компаний в новых условиях? Где они ищут новые источники дохода, во что инвестируют, развивают ли новые направления?

— Сейчас в частном секторе здравоохранения очевиден тренд на консолидацию. Только достаточно крупные компании способны аккумулировать ресурсы для того, чтобы инвестировать в инфраструктуру, оборудование, технологии. Привлекать высококвалифицированные кадры, финансировать научные исследования и разработки. В то же время нельзя забывать и о такой стороне любого бизнеса, как его расходная часть. Конечно, большому игроку легче оптимизировать расходы на закупки, логистику, маркетинг, персонал. И поэтому естественный процесс укрупнения медицинского бизнеса в России, я думаю, будет продолжаться.

Крупный бизнес и системообразующие компании, финансовые учреждения уже поворачиваются в сторону медицины, особенно это заметно в последние годы, и становятся не только кредиторами, но и инвесторами перспективных проектов. И в принципе мы можем это подтвердить и на собственном примере, когда в прошлом году в капитал группы компаний «Евроонко» вошел «Сбер».

— А что происходит в медицине с модным сейчас направлением — развитием искусственного интеллекта?

— Частный бизнес в целом успешно работает по всем направлениям доказательной медицины, начиная косметологией и заканчивая такими сложнейшими сферами, как онкология. Ну и отдельно я бы хотел отметить перспективы в области удаленных цифровых сервисов, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Конкретно можно говорить, например, о телемедицине, мониторингах состояния здоровья носимыми устройствами.

— И все-таки, как наша медицина выглядит на фоне зарубежной, которую принято считать более сильной?

— По отзывам наших пациентов, проходивших ранее лечение за рубежом, неоднократно замечал, что высочайший уровень отечественной медицины не то что недооценен, а практически неизвестен за границей. И в связи с этим в том числе прослеживаются перспективы въездного медицинского туризма. И, если поработать над этим информационным пробелом системно и целенаправленно, ситуация может кардинально измениться. Более того, положительный опыт первых нескольких тысяч вылеченных иностранцев включит так называемое сарафанное радио на многих языках мира.

— Если говорить о въездном туризме, понятно, что бизнесу это интересно, а интересно ли это на общенациональном уровне? Достаточно ли у России ресурсов для того, чтобы удовлетворить собственный спрос? Может быть, для населения было бы полезнее, если бы частники больше участвовали в ОМС?

— Группа компаний «Евроонко» никогда не работала в системе ОМС, потому что мы считаем, что это прерогатива государственных учреждений. Государственный сектор очень сильно развивается, и особенно за последние пять лет он сделал действительно квантовый скачок. И не только в качестве оказываемой помощи, но еще и в сервисной составляющей. Особенно это заметно в крупных городах. Сейчас наша медицина, как государственная, так и негосударственная, находится на том уровне, когда с точки зрения сервиса и качества ей можно гордиться. Мы видим большое количество людей, которые из ближайшего зарубежья к нам едут на лечение.

— То есть ресурсов хватит на всех?

— Ресурсов, конечно, хватит. И опять же, почему государственный сектор достиг такого высокого уровня на сегодняшний день? Потому что был такой запрос. Обращаемость увеличилась, диагностика улучшилась.

— Самый ценный ресурс сегодня — кадры. Государственное здравоохранение уже давно не скрывает свои кадровые проблемы. Не может не сталкиваться с дефицитом кадров и частная медицина. Как здесь решают эту проблему?

— Дефицит кадров актуален практически для всех отраслей нашей экономики, социальной сферы — не только медицины. Здесь важно понимать, что главный капитал для любой организации, и не столь важно, государственная она или частная, это человеческий ресурс. И причем важна как материальная сторона вопроса, так и моральная, идеологическая, мотивация. Ведь работники медицинской организации, будь то врачи или средний, младший персонал, и все, кто обеспечивает их деятельность, делают одно большое и очень благородное дело. Думаю, что, например, в нашей группе компаний удалось сформировать ту самую команду, которая объединена общими ценностями, философией и миссией. И даже в какой-то степени традициями.

— В сентябре стало известно о смене владельцев в группе компаний «Евроонко». Как вы оцениваете пройденный путь до сделки и какие строите планы на ближайшее будущее?

— За шесть последних лет нам удалось не только доналадить внутренние процессы по всем направлениям, но и начать масштабирование компании. На сегодняшний день группа «Евроонко» — это сеть клиник, где пациенты получают качественную медицинскую помощь с индивидуальным отношением и заботой. Мы смогли выявить и развить сильные стороны нишевого бизнеса в довольно сильную историю для рынка в целом. В медицинской части успешно и в числе первых начинали применение многих новых научно и клинически обоснованных методик и препаратов.

Что касается самой сделки, то на самом деле интересантов было достаточное количество на покупку 100% бизнеса. Но я очень рад, что именно Евгений Туголуков (основатель холдинга «Медскан». — РБК Life) стал основным бенефициаром. Потому что он является стратегическим частным инвестором в целом для российского здравоохранения, многие годы выстраивая огромный медицинский холдинг. Сейчас у нас есть все возможности для дальнейшего мультиплицирования успешной модели на ключевые российские регионы.

— Вы упомянули о планах в отношении регионов. Если вернуться к первому вопросу — о развитии рынка частной медицины, то на сегодняшний день какая ситуация в регионах?

— Этот вопрос, наверное, лучше адресовать новому собственнику. На сегодняшний день одним из направлений развития является выход на международные рынки. Потому что те компетенции и опыт, экспертиза, которые накоплены у нас, позволяют это делать. Тем более что мы видим бурный рост числа пациентов, которые обращаются к нам из-за рубежа. Естественно, в первую очередь это страны ближнего зарубежья и БРИКС.

— А если отойти от планов компании и поговорить в целом о развитии рынка частной медицины в регионах, то как оно идет?

— Мы видим, что, во-первых, государство в этом сильно заинтересовано и оно действительно очень многое делает для того, чтобы медицинский рынок развивался не только в крупных городах, но и в других регионах. А во-вторых, уже есть большие игроки — крупные региональные сети, которые практически не присутствуют в Москве и Санкт-Петербурге, но тем не менее успешно и качественно работают в регионах.

Поделиться
Авторы
Теги