Вильфанд заявил, что метеорологов нельзя назвать звездами
. Он провел различие между профессиональной работой синоптиков и коммерциейВильфанд заявил, что метеорологи не звезды и работают они не ради славы
Из-за множества опасных погодных явлений к метеорологам приковано общественное внимание. Подчас кажется, что они звезды от мира науки, а известность некоторых из них сравнима с популярностью актеров. Почему в отношении синоптиков следует забыть про слово «слава», об ответственности и ошибочных прогнозах в беседе с РБК Life рассказал научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.
«Звезды — это точно не про метеорологов. Есть профессия, а есть коммерческое отношение. Росгидромет — это федеральная служба. Здесь нет никакой славы, тут одна ответственность. Но некоторые метеорологи ушли в коммерцию. Например, вы сейчас спросите, какой будет погода на Новый год, и они вам расскажут об этом. А с точки зрения профессионального метеоролога — это дикость, это невозможно, теория не позволяет», — говорит Роман Вильфанд.
На недавнем VIII Всероссийском объединенном метеорологическом и гидрологическом съезде, посвященном 190-летию Гидрометслужбы России, ему пришлось напомнить про одну картину с изображением метеоролога. Синоптик просил психиатра излечить людей от склероза и спрашивал: «Почему, когда из 25 прогнозов (а это уже статистика такая. — Р. Вильфанд) 24 я прогнозирую абсолютно правильно, то никто этого не замечает, а когда в одном случае из 25 ошибаюсь, то этого никто не прощает и никогда не забывает?»
По словам эксперта, оправдавшиеся прогнозы сегодня «стали рутиной». При этом мало кто считает, какой эффект приносят метеорологи.
«При чем здесь слава? Метеорологи дают прогнозы по поводу вылета самолетов и их посадки. Прогнозы затрагивают абсолютно все области: энергетику, сельское хозяйство, военные задачи», — добавил Роман Вильфанд.
Он считает, что многие просто не представляют, как делаются прогнозы погоды.
«Сначала ученые создают научную идеологию, облекают ее в уравнения, проверяют их. Потом наступает очередь технологий, дальше появляется выходная продукция — модели. Затем синоптик — эксперт, который обладает профессиональными знаниями и навыками, представлениями о микроклимате конкретного региона, — анализирует радиолокационную и спутниковую информацию. Все данные перерабатываются и выпускаются в виде прогноза. Все, что может, метеоролог делает. Если он проспал два часа, вместо того чтобы выпустить прогноз, то тогда да, здесь речь идет о его ответственности», — объяснил Роман Вильфанд.
Однако бывают случаи, когда синоптик делает все возможное из того, что в наши дни позволяет наука и технологии, но предупреждение не оправдывается. Чтобы прогнозы были максимально точными, нужно развивать науку, наблюдательный инструментарий и телекоммуникации.
«Но все равно ошибки будут всегда — из-за неопределенности, которая характерна для атмосферы. Никогда, даже через 1000 лет, прогноз 100%-ным не будет. Прогностическая неопределенность будет уменьшаться, но она никогда не будет равна нулю», — добавил Роман Вильфанд.
Подробнее о том, почему данный на этой неделе прогноз погоды на Новый год — дикость, когда ждать точного прогноза на зимние каникулы, а также о сценариях глобального потепления и увеличении количества опасных погодных явлений, читайте в интервью Романа Вильфанда для РБК Life.
Читать РБК Life в Telegram