Как легко и быстро ребенку выучить алфавит

. Способы и рекомендации родителям
Обновлено 02 октября 2024, 09:03
Prostock-studio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Prostock-studio / Shutterstock / FOTODOM

Алфавит — совокупность букв или других знаков системы письма, определенный порядок, принятый в азбуке [1]. Именно с него начинается знакомство с чтением и правописанием. Постепенно, шаг за шагом, количество известных букв становится больше, но не всегда дети их быстро запоминают, верно пишут или произносят.

РБК Life вместе с экспертами разобрался, как сделать первую встречу ребенка с алфавитом максимально легкой, а его изучение — эффективным.

Как правильно учить алфавит: советы

  • Звуки важнее букв. Основной акцент при обучении — на звуках, а не на самих буквах. Дети сначала должны научиться распознавать звуки и понимать, как они превращаются в буквы. Знание алфавита само по себе не помогает ребенку начать читать или писать.
  • Алфавит — это инструмент, а не самоцель. Ценность алфавита заключается только в его применении для общения и чтения. Само по себе знание алфавита не имеет образовательной ценности. Важно, чтобы ребенок понимал, как звуки и буквы используют в коммуникации, а не просто знал названия букв.
  • Учите буквы в контексте слогов. Ребенок быстрее научится читать, если будет складывать звуки в слоги. С этим помогут слоговые таблицы или кубики Зайцева.
  • Прежде чем переходить к чтению и письму, дети должны уметь различать звуки на слух. Ежедневные диктанты и упражнения на различение звуков помогают детям улучшить навыки письма.
  • Ищите буквы в окружающем пространстве. Например, в слове «универмаг» покажите букву «г», а потом попросите найти ее в любых других местах.
  • Читайте вместе с ребенком, чтобы создавать у него приятные семейные ассоциации. Долгое время читать будет только взрослый, но в какой-то момент ребенок заинтересуется и захочет делать это сам.
  • Обсуждайте процесс чтения. Что ребенку понравилось больше, а что — меньше, как ему удобнее учиться: за столом или лежа на кровати. При рефлексии ребенок учится понимать себя, потребности, что ему больше нравится. В команде с ним вы сможете организовать лучший вариант обучения.

Не существует правильного возраста для изучения алфавита. Одни дети знакомятся с ним в 2–3 года, а кто-то в 6–7 лет знает лишь несколько букв. Ребенок готов знакомиться с азбукой, когда сам начинает проявлять к ней интерес. Важно это заметить и помочь ему на первых этапах.

Одно из главных правил — не нужно учить буквы в алфавитном порядке. Это неэффективно, потому что не помогает ребенку начать читать. Важно сначала изучать гласные, так как именно с их помощью можно составлять слоги и слова. Если учить согласные вначале, без знания гласных ребенок сможет составить только простые сочетания вроде «ба», «ва», «га», но дальше двигаться будет сложно. Лучше сосредоточиться на том, чтобы сначала научить ребенка звукам и слогам, а не запоминанию букв по порядку.

Екатерина Юдина
Екатерина Юдина
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 128», Новосибирск

Как выучить алфавит с ребенком

3–4 года

В раннем возрасте процесс обучения происходит через игру. Учебники и прописи здесь будут лишними. Если ребенок не заинтересован в алфавите, то лучше подождать и дать ему время самому обратить внимание на буквы. Можно придерживаться простых действий, например петь алфавитные песни или замечать буквы в обыденных вещах.

Изучение алфавита как самостоятельного элемента образования не является необходимым на ранних этапах обучения. Главный акцент нужно делать на звуках, а не на буквенных символах. Звуки играют ключевую роль в процессе письма и чтения, ведь именно их дети учатся переводить в буквы. Правильное восприятие и произношение звуков должно предшествовать знакомству с буквами.

Екатерина Юдина
Екатерина Юдина
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 128», Новосибирск

5–6 лет

До поступления в первый класс постепенно можно вводить разные игры и упражнения для изучения алфавита. При этом важно не убить в ребенке желание учиться и разбираться.

Дети очень любопытны, и буквы, которые они видят повсюду, их будут интересовать и до школы. Странно будет сказать: «Я тебе не расскажу, что это, вот в школу придешь и узнаешь». Поэтому печатным буквам можно научить и до школы. Для этого выбрать наиболее терпеливого человека в семье, чтобы учение не превратилось в мучение.

Алена Веселова
Алена Веселова
Учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 16» Василеостровского района Санкт-Петербурга

7–8 лет

Изучение алфавита в школе зависит от программы обучения, учебников и прописей, взгляда учителя на процесс. Дети имеют разную скорость обучения, поэтому не стоит переживать, если после первых уроков ребенок не запоминает алфавит. Тогда важно, чтобы родители помогли с домашними заданиями.

Как выучить алфавит наизусть: 5 упражнений

1. Играем со слоговыми таблицами

В основе метода — работа с таблицами слогов, которая помогает ребенку соединять звуки в слоги и слова и облегчает чтение. Такая таблица похожа на клавиатуру, где каждый слог соответствует определенной клетке. Ее нужно распечатать с комбинациями гласных и согласных. Попросить ребенка пальцами «нажимать» на слоги, как на клавиши пианино, и составлять слова. Например, мы говорим слово «береза», и ребенок по таблице последовательно находит слоги «бе», «ре», «за».

2. Лепим и рисуем буквы

Физическое взаимодействие с буквами помогает детям лучше запомнить их форму и звучание. Предложите ребенку лепить буквы из пластилина или рисовать их красками, переворачивать или изменять форму букв. Так ребенок увидит их с разных сторон. Например, он лепит букву «м» из пластилина, проговаривает звук «м-м-м», а потом изображает ее в разных вариантах: переворачивает, складывает заново.

3. Играем с мячиками

Нейрогимнастика помогает развивать мозговую активность и улучшать работу с буквами и звуками через физические упражнения. Например, когда ребенок вращает маленькие резиновые мячики в руках и проговаривает звуки, это улучшает координацию и способствует запоминанию [2].

Важно помнить, что чтение и письмо — это инструменты для общения, а не самоцель. Алфавит как набор букв не представляет особой образовательной ценности сам по себе. Обучение должно происходить в игровой форме, чтобы дети не теряли интерес. Например, полезно вводить элементы нейрогимнастики и использовать мнемонические приемы для развития мозга и улучшения слухового восприятия. Таким образом, основной акцент в обучении нужно делать на звуковом восприятии и развитии способности слышать и различать звуки, а не на запоминании букв.

Екатерина Юдина
Екатерина Юдина
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 128», Новосибирск

4. Разбиваем слова на слоги

Разделение слов на слоги помогает ребенку лучше понимать структуру слов и упрощает процесс чтения. Вы можете попросить ребенка хлопать в ладоши при проговаривании каждого слога. Например, он говорит слово «молоко», вы вместе делите его на слоги «мо-ло-ко» и хлопаете по каждому слогу.

5. Скорочтение с пальцем

Использование пальца для ведения по тексту помогает детям легче следить за словами и быстрее усваивать информацию при чтении. Предложите ребенку водить пальцем под строчкой и следить за словами, проговаривать буквы.

Дети очень любопытные, поэтому они хотят научиться читать. Важно не загубить этот процесс и сделать его приятным. У детей из моих классов иногда проскакивали слова: «Я ненавижу математику». Но когда спрашиваешь, почему, они отвечают: «Потому что не получается». И если еще раз объяснить, то в конце занятия ребенок будет кричать: «Обожаю математику». Если процесс обучения налажен интересно и ребенок всегда может получить помощь, когда что-то не получается, тогда ему будет нравиться учиться и он обязательно сможет научиться всему, чему захочет.

Алена Веселова
Алена Веселова
Учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 16» Василеостровского района Санкт-Петербурга
Поделиться