Как выучить таблицу умножения с ребенком

. Рекомендации родителям и способы запоминания
Обновлено 28 июня 2024, 14:40
fizkes / Shutterstock / FOTODOM
Фото: fizkes / Shutterstock / FOTODOM

Таблицу умножения начинают учить во втором классе. Нередко школьникам задают это в качестве задания на лето, поэтому родителям приходится подключаться к процессу. РБК Life вместе с психологами и преподавателями разобрался, как помочь ученику запомнить умножение чисел.

Детский психолог, нейропсихолог Мария Суворова отмечает, что занятия по таблице умножения можно начинать с 5–7 лет. Если выстроить процесс обучения в игровой форме, ребенок лучше усвоит материал.

«Таблица умножения — это объемный и абстрактный материал для ребенка. Многим детям она дается не сразу, и зачастую это приводит к зарождению нелюбви к математике.

Перед началом занятий важно ориентироваться в первую очередь не на возраст ребенка, а на его умение складывать простые числа и быстро находить цифры в таблице. Если эти навыки освоены, можно приступать к изучению принципов таблицы умножения».

Мария СувороваМария СувороваДетский психолог, нейропсихолог

Как быстро и легко выучить таблицу умножения наизусть: 5 способов

1. Сетка 10x10

Преподаватель математики Дарья Дейген советует объяснять школьникам материал по методу рисования таблиц, благодаря которому задействуется и зрительная, и моторная память.

Нарисуйте или распечатайте сетку 10x10 клеток. Для примера возьмем умножение 3 × 4. Отсчитайте три клетки по вертикали и четыре по горизонтали, проведите от них пересекающиеся линии. Затем предложите ребенку раскрасить образовавшуюся между ними область и посчитать количество клеток в ней: 3 × 4 = 12.

«Это старый, но золотой метод изучения и запоминания таблицы умножения. Позвольте ребенку выбрать для каждой цифры свой цвет ― так он почувствует себя более вовлеченным и сосредоточенным. Как только ребенок закончит писать и украшать таблицы умножения, попросите его прочитать их вслух как вперед, так и назад (3 × 4, 4 × 3)».

Дарья ДейгенДарья ДейгенПреподаватель математики, заместитель директора Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова

«Эту методику умножения можно показывать в обычной жизни. Например, на прогулке: видим два ряда по пять деревьев — это 2 × 5 = 10. В таком формате будет еще интереснее», ― добавляет преподаватель математики и основатель онлайн-школы «Точка Знаний» Андрей Шелудько.

2. Рифмующиеся строчки

Другой популярный способ запомнить таблицу ― рифма. Вспомните песню Михаила Пляцковского «Дважды два ― четыре» [1]. Помимо умножения на 2 и 4, в ней есть примеры с числами 3, 5, 6 и 8. Предложите ребенку выучить слова песни и пропойте их вместе под музыку.

Расскажите и про другие рифмы: пятью пять ― двадцать пять, шестью шесть ― тридцать шесть, шестью восемь ― сорок восемь. Еще можно поискать таблицу умножения в стихах. Так, в книге Андрея Усачева есть строчки: «Один пингвин гуляет среди льдин, одинажды один ― один...» ― и другие рифмующиеся примеры.

3. Таблица Пифагора

Бесконечные столбики с умножением чисел, которые обычно изображают на обратной стороне тетрадей, можно нарисовать проще ― в виде таблицы (или квадрата) Пифагора. Для этого вместе с ребенком напишите в столбик цифры от 1 до 10, затем продолжите ряд от 1 до 10 вбок. У вас получится поле из ячеек, ограниченное слева и сверху рядами цифр.

Начните перемножать цифры из левого столбца и из верхней строки. Покажите ребенку, что верные ответы находятся на воображаемом пересечении вертикальных и горизонтальных линий. Для наглядности используйте ручки разных цветов.

Обратите внимание ребенка на то, что числа можно умножать в любом порядке (4 × 6 и 6 × 4) ― ответ будет одинаковым. Так количество результатов вычислений, которое надо запомнить, сократится со 100 до 36.

Тренировать заполнение таблицы Пифагора можно в формате игры — например, закрывая ответы непрозрачной закладкой и предлагая угадывать решение.

4. Умножение на пальцах

Умножение на 9 можно объяснить на пальцах. Раскройте ладони перед собой и мысленно пронумеруйте пальцы от одного (большой слева) до десяти (большой справа).

Допустим, вы хотите умножить 9 на 3. Загните третий по счету палец (средний на левой руке). Тогда слева от загнутого пальца окажутся десятки (два пальца), а справа ― единицы (семь пальцев). Получится верный ответ ― 27. Таким образом можно показать и запомнить вычисления, где 9 умножается на любое число от 1 до 10.

5. Наглядные материалы

В процессе обучения повесьте яркие плакаты на холодильник, над компьютерным столом и в других местах, где ребенок чаще всего проводит время. Это могут быть рисунки, карточки с примерами, таблицы, квадраты Пифагора.

Умножение можно изобразить, например, в виде цветка. В центре нарисуйте цифру, которую умножаете, в первом ряду лепестков ― множитель, во втором ряду ― произведение.

Педагог по креативной математике Ирина Черная советует тренировать ребенка с помощью карточек. На них нужно написать как примеры (7 x 8, 5 x 9, 10 x 3), так и ответы (56, 45, 30). Карточки должны быть простыми для восприятия и удобными, желательно, заламинированными. Запоминать вычисления веселее и эффективнее в игровом формате.

«Выкладываем карточки в хаотичном порядке в длинный столбик, создавая внешне впечатление, что это кочки, а вокруг ― болото. Затем берем два пальца и бежим пальцами по этим кочкам, называя правильные ответы. Главное правило — нельзя долго стоять на кочке (не больше 2–3 секунд), а то «болото затянет».

Ирина ЧернаяИрина ЧернаяПедагог по креативной математике

Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Покажите цель обучения

В первую очередь объясните ребенку, для чего нужно учить таблицу умножения, и продемонстрируйте пользу математики. В этом помогут ситуации из жизни.

«Летом можно выйти в огород на даче и посчитать количество урожая. Спросить у ребенка: «Если смородина растет в три ряда по пять кустов, сколько кустов всего?» Или, гуляя по улице, предложить посчитать, сколько окон в соседнем доме. Допустим, пять этажей по восемь окон — умножьте и посчитайте вместе с ребенком. Еще практиковать умножение с детьми можно в магазине, считая продукты».

Андрей ШелудькоАндрей ШелудькоПреподаватель математики, основатель онлайн-школы «Точка Знаний»

Объясните логику умножения

Покажите ребенку, что умножение на самом деле упрощает привычные для него вычисления. Предложите ему длинный пример с одинаковыми слагаемыми (4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20) и спросите, удобно ли так считать. Объясните, что умножение заменяет сложение одинаковых слагаемых, и продемонстрируйте его принцип: 4 x 5 тоже равно 20.

Расскажите о закономерностях

Обратите внимание школьника на закономерности, которые упрощают запоминание материала. Например:

  • при умножении на 0 любого числа будет 0;
  • при умножении любого числа на 10 достаточно просто приписать к нему 0;
  • при умножении на 1 любое число остается неизменным;
  • результаты умножения на 5 всегда заканчиваются на 0 или 5 (10, 15, 20);
  • при умножении на 9 сумма цифр в ответе всегда будет равна 9: 9 x 2 = 18 (1+8 = 9);
  • еще одна хитрость с умножением на 9: первая цифра в ответе (десятки) всегда увеличивается на 1 по порядку чисел от 1 до 9, а вторая (единицы) ― уменьшается (18, 27, 36, 45);
  • если написать в столбик цифры от 0 до 9, а справа от них ― от 9 до 0, столбики образуют результаты умножения на 9.

Закрепите материал

Повторяйте пройденное вместе с ребенком, играйте с таблицей умножения всей семьей. Кроме того, довести навык до автоматизма помогут столбики с примерами, которые желательно решать на время.

Ирина Черная советует детям устраивать соревнования: засекать время секундомером и решать столбики по очереди, стараясь превзойти предыдущий результат. «Важно, чтобы дети соревновались не друг с другом, а сами с собой. По опыту скажу, что практически каждый ребенок второй столбик считает быстрее, чем первый. Чувство успеха и удовлетворенность от процесса приходят сразу», ― отмечает педагог.

«Если ребенок уже ориентируется в таблице, понимает ее основные принципы и не страдает пониженной концентрацией внимания, можно начинать решать примеры на время. Но не стоит считать это обязательным, так как многим детям в силу особенностей или незрелости будет сложно справиться с этой задачей. Гораздо важнее развивать логику и скорость мышления для быстрого усвоения школьных задач».

Мария СувороваМария СувороваДетский психолог, нейропсихолог

Поощряйте ребенка

Не нужно давить на школьника и заставлять его часами повторять таблицу умножения. Гораздо важнее организовать обучение в интересном для ребенка формате и поощрять его интерес.

«Если вы объяснили основные принципы изучения таблицы, но ребенку не хватает мотивации, рекомендую использовать трекер полезных привычек. Он помогает выработать длительный интерес, привыкнуть выполнять ежедневные обязанности без напоминаний родителей, научиться планированию.

Повесьте трекер на видное место, запишите задачи и за каждый выученный урок ставьте галочки или отмечайте их любимыми наклейками ребенка. Как только пройден один этап (умножение на одно из чисел), можно придумать подарок-сюрприз, необязательно материальный».

Мария СувороваМария СувороваДетский психолог, нейропсихолог
Поделиться
Авторы
Теги