У морских петухов нашли вкусовые рецепторы на «ногах»

. Эти донные рыбы «пробуют» добычу, передвигаясь по дну океана

Current Biology: у морских петухов нашли вкусовые рецепторы на «ногах»

Обновлено 27 сентября 2024, 11:49
Этот необычный эволюционный механизм помогает им эффективно охотиться
Фото: Vladimir Wrangel / Shutterstock / FOTODOM

Этот необычный эволюционный механизм помогает им эффективно охотиться

Морские петухи (sea robin, Prionotus carolinus) используют вкусовые рецепторы на ножкообразных придатках, чтобы находить и выкапывать добычу на морском дне. Этот необычный эволюционный механизм помогает им эффективно охотиться. К такому выводу пришли ученые из Кембриджского и Стэндфордского университетов. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Ножкообразные придатки морских петухов играют роль органов чувств, позволяя рыбе буквально «пробовать» добычу, когда она передвигается по дну. Это дает преимущество в поиске пищи в условиях, где зрения недостаточно. Интересно, что охота морских петухов оказывается настолько эффективной, что другие рыбы нередко следуют по пятам в надежде ухватить остатки «улова».

Исследователи из Стэнфорда изучили этих рыб в лабораторных условиях. Команда наблюдала за тем, как морские петухи чередовали плавание с ходьбой, используя свои ножкообразные придатки для ощупывания и копания. Оказалось, что рыбы могут находить даже небольшие частицы пищи, такие как экстракт мидий и аминокислоты, без каких-либо визуальных подсказок.

Интересно, что не все виды морских петухов обладают такими способностями. Ученые случайно обнаружили другой вид, который выглядит практически так же, но не способен выкапывать добычу. Этот вид (Prionotus evolans) использовал «ножки» исключительно для передвижения.

Генетические исследования показали, что необычные способности зависят от гена tbx3a, который также участвует в развитии конечностей у других животных, в том числе и у человека.

«Эта рыба развила ноги с помощью тех же генов, которые отвечают за развитие конечностей человека. Затем она начала использовать их для поиска пищи, применяя те же гены, с помощью которых мы ощущаем вкус на языке, — это довольно необычно», — отметил автор исследования Николас Беллоно.

Исследование демонстрирует, как эволюция может привести к появлению новых органов и уникальных адаптаций у животных, живущих в специфических условиях.

Морские петухи — это род донных рыб, обитающих преимущественно в прибрежных водах Атлантического океана, особенно в районах Северной Америки, включая побережья Новой Англии и Мексиканского залива. Эти рыбы обычно живут на песчаных или илистых грунтах. Основной рацион морских петухов состоит из мелких донных организмов, таких как ракообразные, моллюски и черви. Они используют свои чувствительные придатки для поиска и выкапывания добычи, скрытой в песке.

Ранее сведения об ископаемой рыбе возрастом 375 млн лет дали ученым ключ к разгадке эволюции свойств скелета, которая помогла предкам современных живых существ выбраться из воды. Задолго до того, как случилась эволюция ног из плавников осевого скелета, сам этот скелет (включая кости головы, шеи, спины и ребер) претерпевал изменения. Они в конечном итоге и помогли первым ходячим существам поддерживать свое тело при передвижении по суше.