Обнаружен новый вид древней «живой ископаемой» рыбы — латимерии

Обновлено 17 сентября 2024, 11:34
Визуализация рыбы Ngamugawi wirngarri
Фото: Katrina Kenny

Визуализация рыбы Ngamugawi wirngarri

Команда ученых из нескольких университетов Канады, Австралии и Европы обнаружила новую окаменелость латимерии, или целаканты, — глубоководной рыбы, обитающей сейчас у берегов Восточной Африки и Индонезии. «Лопастеперые» рыбы с крепкими плавниками считаются древнейшими «живыми ископаемыми», до сих пор существующими в природе. Результатами поделились в Университете Флиндерса (Австралия), а научные выводы опубликованы в журнале Nature Communications.

Окаменелости удалось найти в формации Гого в Западной Австралии, их датировали девонским периодом (от 359 до 419 млн лет назад) и назвали новый вид Ngamugawi wirngarri. Эта рыба позволила ученым восполнить недостающую информацию об эволюции вида, поскольку девонские и постдевонские латимерии существенно отличаются по морфологическим признакам. Найденные очень хорошо сохранившиеся останки дали представление о неизвестном ранее влиянии геологических процессов (тектонических сдвигов земной коры) на эволюцию. Именно в эти моменты латимерии делали рывок в развитии.

Профессор палеонтологии Университета Флиндерса (Австралия) Джон Лонг заявил, что ископаемые останки дают представление о ранней анатомии будущих позвоночных (в том числе людей), многие элементы которой возникли в палеозое (540–350 млн лет назад). Именно тогда у ранних рыб появились челюсти, зубы, парные конечности и легкие, окостеневшие мозговые оболочки.

При помощи цифровой 3D-реконструкции черепа нового вида древней рыбы исследователи детализировали морфологические особенности латимерии, сопоставили их с другими ископаемыми находками и с современными особями. Сравнительный анализ показал, что и сейчас эволюция этих рыб, хоть и медленно, но продолжается.

Латимерий считают самыми близкими родственниками двоякодышащих рыб (обладающих как жаберным, так и легочным дыханием) и некоторых позвоночных (таких как лягушки, эму и мыши).

В мезозойскую эру (эпоху динозавров) эти рыбы были представлены в большом многообразии на планете, а некоторые виды приобрели необычные формы тела. В конце мелового периода, около 66 млн лет назад, они, как считалось, исчезли. Вымирание в конце мелового периода, вызванное падением огромного астероида, уничтожило около 75% всей жизни на Земле, включая динозавров. Предполагалось, что рыбы-латимерии стали жертвами того же массового вымирания.

В 1938 году рыбаки у берегов Южной Африки вытащили из глубин океана большую загадочную рыбу. Поимка живой латимерии стала «самым сенсационным открытием в области естественной истории» прошлого столетия. Выловить второй живой экземпляр древней рыбы удалось только в 1952 году в акватории Коморских островов. С 1952 года латимерий находили и в других местах.

Латимерия достигает 2 м в длину и 100 кг массой. Обычно она обитает на глубине 90–300 м под поверхностью, в водах с температурой 18 °C и ниже. Днем прячется в подводных пещерах, ночью охотится на каракатиц, кальмаров и рыб. Предполагается, что продолжительность ее жизни составляет 100 лет. В 1975 году ученые обнаружили, что эти рыбы рождают живых детенышей. Беременность длится около года, икринки вылупляются в теле самки, детеныши вырастают примерно до 30 см, прежде чем родиться.

Плавники, похожие на конечности, наводили в прошлом веке ученых на мысль, что существо представляло собой недостающее звено эволюции от жизни в воде к жизни на суше. Однако позже от этой гипотезы отказались, поскольку латимерия все же морское существо, не обитает в пресной воде и не обладает крепким позвоночником.

Ранее палеонтологи из Кембриджского университета назвали самого древнего хищника на планете. Животное с длинными щупальцами — Auroralumina attenboroughii — обнаружили в графстве Лестершир, ему около 560 млн лет. Оно является предшественником животных типа стрекающих, к которому относятся, например, медузы и кораллы.