Обнаружена окаменелость древней акулы, которая жила 80 млн лет назад

. Находка помогла ученым закрыть белое пятно в эволюции акул

CNN: ученые обнаружили и описали окаменелость жившей 80 млн лет назад акулы

Обновлено 16 июля 2024, 14:28
Скелет акулы вида Ptychodus
Фото: Romain Vullo, Eduardo Villalobos-Segura

Скелет акулы вида Ptychodus

В меловом периоде в морях обитали акулы с необычными зубами, предназначенными для измельчения панцирей своих жертв. Известные как Ptychodus, они долгое время оставались загадкой для ученых. Акулы жили на Земле от 100 до 80 млн лет назад. Новая находка в известняковых карьерах на северо-востоке Мексики позволила исследователям получить полное представление о внешнем виде этих древних хищников, сообщает CNN.

Обнаруженные в штате Нуэво-Леоне останки акул, возраст которых составляет около 92 млн лет, имеют почти полный скелет и очертания мягких тканей. Это открытие позволило ученым выяснить, как выглядели Ptychodus и какое место они занимали на эволюционном древе акул.

Вид акул Ptychodus жил от 100 до 80 млн лет назад. Мягкие ткани плохо сохраняются в виде окаменелостей, поэтому находка полных скелетов в Нуэво-Леоне является уникальной. В ходе исследования было проанализировано шесть окаменелостей, из которых три были почти полными. Ученые определили, что Ptychodus принадлежали к отряду макрелевидных акул, той же группе, к которой относятся вымершие Otodus megalodon и современные белые акулы. Это открытие дает новые сведения о том, как выглядели и вели себя эти древние хищники.

Доктор Мануэль Амадори из Венского университета подчеркнул, что до сих пор не было известно о существовании макрельных акул с дробящими зубами. Очертания тела древних хищников свидетельствуют, что они не были простыми обитателями морского дна: Ptychodus были быстрыми и опасными охотниками на морских черепах и аммонитов (вымершие молллюски).

Как отметил научный сотрудник кафедры палеонтологии Венского университета доктор Мануэль Амадори, современные акулы представляют собой лишь ничтожно малую часть удивительного биоразнообразия, существовавшего на Земле раньше. Изучение ископаемых акул имеет важное значение для полного понимания эволюции этих животных.

Ранее ученые обнаружили окаменелости гигантского зверя, напоминающего саламандру с острыми клыками. Древний хищник обитал в водоемах задолго до появления первых динозавров. Ученые назвали его Gaiasia jennyae — в честь образования Gai-As в Намибии, где были найдены окаменелости. Необычный хищник поможет пролить свет на эволюцию происхождения четвероногих животных, которые выбрались на сушу с лапами вместо плавников и эволюционировали в амфибий, птиц и млекопитающих, включая человека.