Мошенники используют схему с бесконтактной оплатой. Как они обманывают
. Злоумышленники также придумали схему с переводами между счетами жертвыСбербанк: мошенники маскируют вывод украденных денег через бесконтактную оплату
Аферисты заранее продумывают обход защитных банковских систем, заявил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов на полях XXI Международного банковского форума. Его слова приводит «РИА Новости».
Он утверждает, что в 80% случаев преступники применяют два способа вывода похищенных средств: «через мобильные платежные системы — пэй-сервисы — для бесконтактной оплаты и переводы между счетами жертвы».
По оценкам Сбербанка, приблизительно половина похищаемых телефонными аферистами денег теперь выводится следующим образом: преступники уговаривают жертву установить на телефон приложение мобильной платежной системы (если оно еще не установлено) и привязать к нему банковскую карту, принадлежащую злоумышленникам.
Затем мошенники передают потенциальной жертве данные карты и код подтверждения из СМС, и она сама вводит полученную информацию в приложение бесконтактной оплаты. Потом жертва вносит наличные через банкомат на карту мошенника, которая привязана к приложению бесконтактной оплаты на ее телефоне. Внесение денег с такой карты рассматривается как операция, совершенная владельцем смартфона, но доступ к карте находится у преступников.
«Чтобы «перекрыть кислород» злоумышленникам, необходимо ввести лимиты на операции по токенизированным картам, а также период охлаждения между их установкой на устройствах и активацией», — рекомендует Кузнецов.
По данным Сбербанка, до 30% похищенных средств также выводят посредством переводов me2me (на свой счет). Мошенники убеждают жертву перевести средства «со своего счета в хорошо защищенном банке на свой же счет в другом, менее защищенном». Если такого счета нет, то уговаривают его открыть. Впоследствии деньги похищают в обход системы противодействия мошенникам (антифрод-системы) менее защищенного банка. Либо жертва обналичивает их через банкомат и передает злоумышленникам.
«Что касается me2me-переводов, они имеют низкий уровень риска, банковские антифрод-системы их пропускают. Поэтому необходимо пересмотреть текущий стандарт риск-индикаторов для переводов между своими счетами. В первую очередь ужесточение стандарта должно касаться банков-получателей — например, они должны строже и внимательнее относиться к операциям по снятию наличных, если клиент недавно перевел деньги на счет из другого банка», — считает Кузнецов.
Другие способы мошенничества
Аферисты начали чаще похищать средства через призыв обновить банковское приложение, рассказал РБК Никита Чугунов, старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса. Так, в этом месяце каждый десятый звонок преступников в мессенджерах был с такой просьбой. Злоумышленники представлялись сотрудниками финансовых организаций и требовали установить «правильную версию» приложения. Якобы без обновления банк заблокирует счета и карты. Жертвам высылали ссылки для скачивания, после перехода по ним экраны гаджетов блокировались.
Аферисты могут позвонить и якобы от лица оператора связи с предложением более выгодного тарифа, но на условиях предоплаты. Злоумышленники также представляются сотрудниками Госархива и сообщают о «старых письмах» на имя жертвы. Чтобы получить их, якобы требуется назвать код из СМС, так преступники получают доступ к цифровым сервисам жертвы, в том числе к банковским приложениям и «Госуслугам».
Мошенники также придумали схему с «приложением Минздрава». Они просят установить такую программу якобы ради кешбэка за недавно пройденные обследования. В Минздраве предупредили, что у ведомства нет подобных приложений, а все сервисы есть на «Госуслугах».