Дереву, существовавшему 184 млн лет назад, дали имя российского ученого

. Окаменелая находка получила наименование Ferganiella ivantsovii

Дереву, существовавшему 184 млн лет назад, дали имя российского ученого Иванцова

Обновлено 23 сентября 2024, 12:15
Ученые Степан Иванцов и Андрей Фролов в экспедиции
Фото: снимок предоставил сотрудник Института земной коры СО РАН Андрей Фролов

Ученые Степан Иванцов и Андрей Фролов в экспедиции

В Институте земной коры Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН, Иркутск) исследовали и описали древнее растение, найденное во время совместной экспедиции с учеными Томского государственного университета. Находка относится к раннеюрской эпохе и до сих пор не была изучена. Новый вид назвали Ferganiella ivantsovii в честь российского палеонтолога Степана Иванцова, который нашел самый полный экземпляр растения. Подробностями и фото окаменелого образца в ТГУ поделились с РБК Life.

Как пояснил старший научный сотрудник Института земной коры СО РАН Андрей Фролов, находка принадлежит к роду Ferganiella, это были высокие сезонно листопадные деревья. Представители этого рода были распространены в Северо-Китайской провинции Сибирской палеофлористической области, они произрастали в субтропическом и умеренно-субтропическом климатических поясах, что позволяет считать Ferganiella теплолюбивыми растениями. Находка, которая оказалась новым видом, была сделана на правом берегу реки Ангара к северу от Иркутска.

«Появление 180 млн лет назад рода Ferganiella на территории, которую занимает современная Сибирь, было связано с периодом глобального потепления в начале юрского периода и кратковременной смены умеренно-теплого климата на умеренно-субтропический. Образец древнего растения, послуживший объектом для изучения, был найден ученым ТГУ Степаном Иванцовым. Но поскольку палеонтолог специализируется на исследовании фауны юрского периода, все растительные объекты были исследованы палеоботаниками Института земной коры СО РАН. Мы решили не искать каких-то витиеватых латинских названий и назвать вид в честь коллеги, который его обнаружил», — рассказали в иркутском институте.

Так появился в научной классификации новый вид ископаемых растений — Ferganiella ivantsovii.

Сейчас в Иркутской области исследователи изучают событие, которое случилось примерно 180 млн лет назад — извержения вулканов на юге Африки. В то время попадание большого количества вулканических газов в атмосферу вызвало глобальное потепление. Новый вид, открытый учеными, является индикатором этого события, которое спровоцировало миграцию теплолюбивых растений на территорию современной Сибири.

Это не единственная находка, которую удалось сделать ученому Иванцову: в прошлом году ему со студентами геолого-географического факультета ТГУ удалось найти остатки 24 рыб — ближайших родственников современных осетровых, панцирных щук и амий. Обнаружено большое количество остатков насекомых и филлопод — примитивных ракообразных.

Среди масштабных научных открытий, к которым Степан Иванцов имеет непосредственное отношение, есть обнаружение нового вида травоядных динозавров-завроподов, живших на территории современной Кемеровской области в меловом периоде около 100 млн лет назад. Самые крупные экземпляры этих динозавров могли достигать в длину 35–40 м и весить до 100 т. Вид, найденный томскими учеными, получил название сибиротитан.

Ранее американские палеонтологи впервые в истории обнаружили окаменелости дерева Sanfordia densifolia, которое росло на Земле в начале каменноугольного периода — около 350 млн лет назад. До наших дней сохранились практически неповрежденными отпечатки кроны растения. Его нашли на дне древнего рифтового озера в канадской провинции Нью-Брансуик, куда растение могло упасть после сильного землетрясения.