Ученые обнаружили новый вид ос, которые похожи на ксеноморфа из «Чужого»

. Что в их поведении привело в ужас исследователей

В США обнаружили новый вид ос, которые похожи на ксеноморфа из «Чужого»

Обновлено 13 сентября 2024, 13:39
Syntretus perlmani — первая известная науке оса, которая заражает взрослых плодовых мушек-дрозофил
Фото: Nature

Ученые в США обнаружили новый вид ос, которые откладывают яйца внутрь живых взрослых плодовых мушек, которые затем вырываются из брюшка хозяев, пока те еще живы, как ксеноморф в фильмах «Чужой». Подробности приводит журнал Live Science.

Насекомое назвали Syntretus perlmani, это первая известная науке оса, которая заражает взрослых плодовых мушек-дрозофил (Drosophila affinis). Ранее было известно, что некоторые виды ос нападают на мух, но на более молодой и уязвимой стадии развития (личинок и куколок). Осы — паразитоиды, а не паразиты, потому что они всегда убивают своих хозяев, в то время как паразиты обычно этого не делают.

Ведущий автор исследования Логан Мур, биолог, работавший над исследованием в рамках своей докторской диссертации в Университете штата Миссисипи, рассказал Live Science, что самка Syntretus perlmani использует жало, чтобы пронзить и отложить яйцо в брюшко плодовой мушки. Затем из яйца вылупляется крошечная личинка осы, которая растет внутри мухи около 18 дней, прежде чем покинуть хозяина. Она «фактически вылезет из бока мухи, и ужас в том, что последняя после этого остается живой в течение нескольких часов», пояснил Мур.

В марте 2023 года исследователи проводили скрининг плодовых мушек на наличие паразитических червей, называемых нематодами, когда в брюшке одной из мух впервые обнаружили личинку осы с острым хвостом. Они удивились и начали прицельный эксперимент, в конечном итоге подтвердили свое открытие, выращивая ос в лаборатории и изучая их ДНК.

В лаборатории зрелые личинки Syntretus perlmani выходили из своих хозяев, исследовали в течение нескольких часов, а затем закапывались в любой субстрат, находящийся рядом. Оказавшись в защищенном месте, они переходили в стадию кокона примерно на 23 дня, затем превращаясь в уже взрослых особей.

Оса нового вида также способна заражать других мух, помимо плодовых. Теперь команда исследователей намерена выяснить, как именно этот новый вид эволюционировал, чтобы заражать взрослых особей. Ученые обнаружили уже зараженных мух в нескольких американских штатах.

Ранее другой новый вид ос обнаружили в Амазонии, его представители тоже напоминают инопланетян из фильмов ужасов и высасывают из своих жертв кровеподобную жидкость. Их назвали Capitojoppa amazonica. В длину оса с гигантской головой достигает 1,7 см. Паразит откладывает яйца в теле хозяина, жертвами могут стать гусеницы, жуки и пауки. Самка осы находит подходящее ей насекомое и протыкает его жалом-яйцекладом.

Через несколько дней после кладки из яйца появляются личинки, поедающие хозяина изнутри. Личинки развиваются в твердой защитной оболочке из тела жертвы и выходят наружу, когда превратятся во взрослых особей.