Появилась теория о причинах свечения светлячков. Это не защитная реакция

. Раньше считалось, что таким образом светлячки спасаются от хищников

Китайские ученые объяснили свечение светлячков ответом на экологический стресс

Обновлено 31 июля 2024, 09:57
Светлячок
Фото: Japan's Fireworks / Shutterstock / FOTODOM

Светлячок

Китайские ученые предложили новую теорию о том, почему светлячки издают свое характерное свечение. До сих пор эксперты полагали, что эти насекомые развили биолюминесценцию как способ предупреждения хищников о своей токсичности. Однако специалисты из Китая провели новое исследование и предположили, что светлячки начали светиться в ответ на экологический стресс, связанный с изменением уровня кислорода на планете, сообщает Popular Science.

Команда провела генетический анализ 16 видов светлячков семейства Lampyrida, собранных по всему Китаю. Анализ включал исследование токсина люцибуфагина, который считался одним из ключевых элементов защитного механизма насекомых.

Оказалось, что эти токсины присутствуют только у некоторых видов светлячков, в то время как биолюминесценция распространена значительно шире. Это указывает на то, что насекомые начали светиться задолго до появления токсинов. Открытие позволяет предположить иную эволюционную цель — возможно, связанную с адаптацией к низкому уровню кислорода в атмосфере в далеком прошлом.

Ученые отмечают, что современные климатические изменения ставят под угрозу существование светлячков. Глобальное потепление и изменение режима осадков делают климатические условия все менее предсказуемыми, что негативно сказывается на их популяциях. Так, недавнее исследование, опубликованное в журнале Science of The Total Environment, показало, что даже небольшие изменения температуры и осадков могут существенно повлиять на их размножение и качество среды обитания.

Несмотря на то, что светлячки пока не находятся под угрозой исчезновения, их численность стремительно сокращается. Экологи рекомендуют создавать дополнительные места обитания для них. Еще один важный фактор — световое загрязнение. Отключение лишнего освещения, особенно летом, может помочь сохранить популяции светлячков. Необходимо понимать, что светлячки являются важным индикатором здоровья экосистемы.

Изменения погодных условий, наоборот, могут привлечь новые виды насекомых. Именно так произошло в Москве этим летом во время аномальной жары. В столице появилось много нетипичных для города насекомых, например богомолов.