Что должен уметь ребенок в 3 месяца. Нюансы развития мальчиков и девочек

. Комментируют врачи
Обновлено 10 июля 2024, 14:34
<p>В возрасте трех месяцев развитие, вес и рост ребенка &mdash; взаимосвязанные вещи</p>
Фото: Ana Sha / Shutterstock / FOTODOM

В возрасте трех месяцев развитие, вес и рост ребенка — взаимосвязанные вещи

Новорожденные дети стремительно растут и развиваются. Каждый день внимательные родители могут замечать новые навыки и изменения в развитии малыша. Укрепляется физическая форма, прибавляется вес. Многие параметры зависят от состояния здоровья при рождении, особенностей кормления, генетики.

РБК Life выяснил у педиатров, каким должен быть рост и вес ребенка к возрасту трех месяцев, что он должен уже уметь делать к этому моменту и как развивать малыша.

Физическое развитие ребенка в три месяца

В возрасте трех месяцев развитие, вес и рост ребенка — взаимосвязанные вещи. Такой момент, как масса тела, у малыша в это время зависит от того, с каким весом он появился на свет. За три месяца жизни новорожденный набирает обычно около 2,5 кг. Если он родился с весом 4300 г и в течение трех месяцев нормально развивался, то к трем месяцам масса 6500 г — это в пределах нормы.

Рост ребенка ежемесячно в среднем увеличивается на 3 см. Поэтому, если при рождении показатель был 55 см, то спустя 90 дней он достигнет отметки примерно 65 см.

Строгих норм по отношению к росту и массе тела у маленьких детей не существует. Каждый ребенок развивается индивидуально, кто-то чуть быстрее прибавляет, кто-то — чуть медленнее. Всегда можно свериться во время очередного похода в поликлинику с таблицами, которые висят в кабинетах у педиатров. Беспокоиться следует лишь в случае, если замечены серьезные отклонения.

Рост и вес

  • Рост девочек — от 56,2 до 61,8 см.
  • Рост мальчиков — от 56,5 до 62 см.
  • Вес девочек — от 4,8 до 6,3 кг.
  • Вес мальчиков — от 4,9 до 7 кг.

Окружность головы и груди

  • Окружность головы девочек — от 38 до 41,2 см.
  • Окружность головы мальчиков — от 39 см до 42,5 см.
  • Окружность груди девочек — от 37,3 до 41,4 см.
  • Окружность груди мальчиков — от 36,5 до 41,6 см.

Вера Петрова, невролог, педиатр

«К этому возрасту выстраивается режим ребенка (сон, пробуждение, кормление, гуляние). Единственное различие между девочками и мальчиками только в том, что в первый год жизни мальчики более крупные, чуть быстрее растут и больше прибавляют в весе, а психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Ближе к году девочки могут начать ходить раньше или пытаться назвать слово или предмет».

Что должен уметь ребенок в три месяца

  • С третьего месяца младенец начинает смеяться. У него появляется реакция на приближение взрослого человека: он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

Анна Левадная, врач-педиатр, кандидат медицинских наук:

«Комплекс оживления» — простейший рефлекс, который ближе к двум месяцам становится более и более выраженным. Выглядит он так: малыш вначале замирает и сосредоточенно присматривается, прислушивается, пристально смотрит на взрослого. Затем ребенок как будто начинает резко радоваться: появляется улыбка, ребенок издает вначале радостные отрывистые гласные звуки, потом гулит (звуки «гули-и-и-и») и кряхтит (издает звуки «кх», «гк»), активно двигает головой, вскидывает руки и ноги, начинает учащенно дышать, прогибается в спине и так далее. Интенсивность «комплекса оживления» сохраняется и нарастает до трех-четырех месяцев, потом этот комплекс распадается и преобразуется в более сложные формы поведения».

  • С трех — трех с половиной месяцев ребенок ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяло и край пеленки. В этом возрасте ему нужны небольшие игрушки — случайно наталкиваясь на них, младенец сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее. При вкладывании игрушки в руку малыш долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса и пытается попробовать на вкус — тянет в рот. Важно следить, чтобы мелкие детали не попали в рот ребенка.

Анна Левадная, врач-педиатр, кандидат медицинских наук

«В три месяца у ребенка можно отметить первые неловкие попытки схватить предмет. Появляются первые неправильные движения руки к предметам, игрушкам, ребенок отводит руки до плеча, начинает ощупывать собственные ладошки или предметы. Иногда захватывает и удерживает игрушку».

  • Фиксирует взгляд на неподвижных предметах в любом положении.

  • В ответ на разговор отвечает радостью, улыбкой и движением ножек.

  • Хорошо удерживает голову, лежа на животе, есть упор ног.

Анна Левадная, врач-педиатр, кандидат медицинских наук

«С трех месяцев малыш становится все более и более активным и приобретает много двигательных навыков. Лежит на животе несколько минут, потом — дольше, вначале — опираясь на плечи, примерно к четырем месяцам — на предплечья. В три-четыре месяца дети постепенно начинают переворачиваться с животика на спинку, к четырем-пяти месяцам учатся переворачиваться со спинки на бок, к пяти-шести месяцам — на живот. Ближе к четырем месяцам ребенок захватывает, ощупывает, рассматривает и перекладывает в руках игрушку, низко висящую над ним, узнает знакомую игрушку. Находит глазами невидимый источник звука (звонящий телефон, дверной звонок, радио). Рассматривает руку. Четче видит и наслаждается яркими красками. Фиксирует движущийся предмет».

Рекомендации ВОЗ родителям грудных детей

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, грудным детям (в возрасте до года) полагается достаточно спать: 14–17 часов (в возрасте от нуля до трех месяцев) или 12–16 часов (в возрасте от четырех до 11 месяцев). Периоды сна охватывают и дневной. В часы бодрствования, помимо питания, прогулок и гигиенических процедур, важно обеспечивать малышам разнообразные виды физической и умственной активности несколько раз в день:

  • играть на полу во взаимодействии со взрослыми;
  • проводить не менее 30 минут в день в лежачем положении на животе (в разные моменты дня в периоды бодрствования);
  • не оставаться в ситуации ограниченной подвижности в течение более часа подряд (например, в люльках, колясках, детских креслах или переносках и эргорюкзаках);
  • в периоды ограниченной подвижности ребенку надо читать сказки и рассказывать истории.

Примечательно: до года не следует вообще знакомить ребенка с телевизорами, планшетами, смартфонами и прочими устройствами с дисплеями, говорится в рекомендациях ВОЗ.

Как развивать ребенка в три месяца

Чтобы ребенок быстрее постигал мир, надо проводить с ним обучающие занятия в форме игр и упражнений. Некоторые действия младенец совершает самостоятельно, когда находится в кроватке, — для этого следует в зоне его видимости развесить яркие погремушки, до которых малыш способен дотянуться. Это поможет ему скорее научиться сидеть. Полезно выкладывать трехмесячного на развивающий коврик, с его помощью совершенствуются зрение и осязание.

Анна Левадная, врач-педиатр, кандидат медицинских наук

«После трех месяцев ребенок начинает получать удовольствие от внимания взрослого и постепенно начинает различать не только лицо человека, но и его эмоции, выражение лица взрослого, глаза и улыбку, прислушивается к интонации голоса. Начинает рассматривать все вокруг и наслаждаться окружающими звуками, предметами, яркими красками, своим телом и постепенно начинает изучать свойства предметов (берет их, бросает, пробует на вкус).

Способ общения в этот период —– плач или крик. Вначале — одинаковый для всех случаев, направленный на удовлетворение базовых потребностей. Ближе к трем месяцам крик становится эмоционально окрашенным и различается в зависимости от потребностей ребенка.

Коммуникация только с несколькими близкими людьми. Первая коммуникация — через взгляд: ребенок смотрит на маму — мама реагирует на него. По мере взросления, ближе к месяцу-двум, коммуникация происходит через улыбку: ребенок улыбается — мама улыбается в ответ. С трех месяцев ребенок гулит — мама повторяет за ним, ребенок ей отвечает».

Три месяца — подходящее время для начала чтения сказок, беседы с ребенком, пояснений. Малышу нравится слышать голос мамы. Можно проговаривать название каждого увиденного на прогулке предмета, это поможет заложить словарный запас. Важно петь ребенку песенки, читать короткие стихи, говорить с ним.

Поделиться