Как научить ребенка читать и когда нужно начинать это делать
. Помогут ли методики Монтессори, Домана и кубики Зайцева
РБК Life выяснил, как родитель может помочь ребенку овладеть чтением, какие методики существуют и в чем плюсы и минусы каждой из них.
Содержание
Когда начинать учить ребенка читать
Исследователь в области образования из Гарвардского университета Джин Чолл выделила пять этапов развития чтения. Первый — предварительная подготовка — начинается с рождения и до шести лет. В это время дети получают представление о природе слов: что их можно разбить на части, что некоторые звучат похоже, что такое рифма. [1] В этот период закладывается фундамент будущего навыка.
Нет рекомендации, в каком возрасте нужно начинать учить читать. Это зависит от развития ребенка. По словам Надежды Болдовой, академического директора по дошкольному образованию онлайн-школы Skysmart, современные дети стали учиться читать раньше, а вот этапы физиологического развития остались прежними.
Например, есть сензитивные периоды взросления, когда ребенок учится ориентироваться в пространстве. Занимать этот период обучением чему-то другому неправильно.
Количество энергии у детей ограничено, нужно всегда понимать, на что ее тратить. Ребенок до пяти-шести лет должен развить большое количество навыков. Например, умение ориентироваться в пространстве. Формирование этого навыка происходит до четырех лет и забирает много сил и времени.
Если мы потратим время не на движение, а, например, на чтение, то в будущем получим подростка и дальше взрослого, который не чувствует свое тело в пространстве, не может выполнять сложные физические задачи, спотыкается, когда идет по незнакомой дороге. Это один из тех навыков, который гораздо важнее чтения в этом возрасте: научиться чтению после четырех лет можно, восполнить навык движения с тем же качеством — уже нет.

Обучать чтению стоит тогда, когда у ребенка сформирована система «образ — слово». Например, ребенок при слове «ваза» может ее представить: как она выглядит, из какого материала сделана, для чего нужна. Если навык не сформирован или сформирован плохо, то ребенок научится читать, но не будет представлять образ предметов и явлений, а значит, не будет до конца понимать, что обозначают слова.
Нужно ли учить ребенка читать до школы
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) нет требования, что в дошкольном возрасте нужно уметь читать. [2] Однако специалисты считают, что для первоклассников навык не будет лишним. Дело в том, что программы построены таким образом, что у ребенка нет времени учиться чтению с нуля. Кроме того, если класс переполнен, педагог не сможет уделять время каждому обучающемуся.
Как показывает практика, многие дети начинают читать в дошкольном возрасте. Зачастую в школе бывает так: один ребенок читает по слогам, а другой уже целые тексты. Здесь есть только один совет — узнайте требования и уровень учеников в школе, куда собираетесь поступать, посмотрите программы, по которым вашему ребенку предстоит учиться.

Родители привыкли, что в школе всему научат. Это, конечно, так. С другой стороны, педагогическая наука развивается стремительно и сегодня может предложить нам несколько проверенных методик для раннего обучения чтению. Почему бы не воспользоваться ими и таким образом подготовить ребенка к школе.

С чего начать обучение ребенка чтению
По словам Надежды Болдовой, обучение чтению состоит из разделов, которые встречаются в большинстве методик:
- изучение букв и звуков;
- соединение букв в склады или слоги;
- чтение слов;
- чтение словосочетаний;
- чтение предложений и текстов.
Обучение чтению начинается до того, как ребенок знакомится с буквами или словами на бумаге. Основа и база — это «слово — образ». Начните с описания происходящего вокруг. На прогулке можете спрашивать, что видит ребенок, пусть он опишет конкретные вещи: какой они формы, какого цвета. Просите рассказать, чем запомнился малышу день и так далее. Затем начинается изучение букв: как они выглядят, как произносятся. Закрепляйте визуальный образ буквы — можно ее лепить, рисовать, выкладывать из крупы.
До обучения чтению ребенок должен соотносить слово и его образ
Методист курса по подготовке к школе в «Онлайн-школе № 1» Анна Петрова советует учесть несколько моментов, если вы решились взяться за обучение вашего малыша чтению до школы.
- Обучение чтению — логичное продолжение освоения речи. Разговаривайте с ребенком, читайте прибаутки, потешки, стишки, пойте песенки. Так вы будете пополнять пассивный словарный запас малыша.
- Чтение — это в первую очередь удовольствие. Не ставьте обучение буквам самоцелью. Покажите детям, что чтение приносит радость и пользу. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное, сочиняйте.
- Не превращайте обучение чтению в наказание. Наоборот, используйте это занятие как поощрение. «Ты сегодня почистил зубы сам. Давай теперь вместе разложим кубики с буквами».
- Играйте с ребенком. Посоревнуйтесь, у кого башня из кубиков со слогами выше (не забудьте эти слоги прочитать по ходу «строительства»), кто быстрее найдет карточку с нужной буквой, кто дольше будет тянуть звук.
- Ребенку легче дается познание, когда он включает в работу мышцы. Пишите буквы пальчиковыми красками на руке или животе, лепите их из соленого теста, выводите палкой на песке, выкладывайте из круп, ищите в окружающих предметах, изображайте собственным телом.
- Можно искать конкретные буквы в словах и предложениях, например на упаковке с шоколадкой.
Как научить ребенка читать: четыре методики
1. Звуковой метод
Звуковой метод обучения чтению распространен в российских школах
Наиболее популярный метод обучения чтению появился в Германии. В России получил распространение в 60-х годах XIX века. [3] Почти все современные русскоязычные азбуки используют именно звуковой метод обучения чтению.
Суть в том, чтобы научить выделять из слова отдельные звуки, фонемы, а затем складывать их. Например, слово «молоко» ребенок учится воспринимать как «м-о-л-о-к-о», затем по слогам — «мо-ло-ко» и только потом — целое слово.
Изучение звуков начинается с гласного, например «а», затем к нему прибавляются согласные. Ребенок учится читать слоги «ас», «ар», «ам» и так далее.
По звуковому методу ребенок учит названия букв и их произношение (фонемы). Например, что буква «т», произносится как [тэ], а читается твердо [т] или мягко [т']. Исследователи считают, что это помогает выучить отношения между буквами и звуками. [4]
Минусы:
- Данный метод не подходит для малышей: он требует усидчивости, терпения, концентрации внимания, поэтому и используется в школе для обучения детей не младше шести лет.
Плюсы:
- Другие методики требуют больших затрат для подготовки к занятиям (распечатка или покупка карточек, вырезание и сборка кубиков, оформление образовательного уголка), в то время как для фонетического метода достаточно учебника или листа бумаги.
- Логопеды отзываются об этом методе положительно, так как он позволяет избавиться от дефектов речи.

2. По кубикам Зайцева
Из кубиков Зайцева дети учатся составлять слова
Для этого метода потребуется специальный набор: в него входит 61 кубик, таблицы и обучающие материалы. Комплект стоит от 6 тыс. руб. [5] Метод подходит для детей с различными диагнозами, например с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, слабослышащим.
Минусы:
- Здесь может возникнуть путаница из-за того, что автор берет за основу так называемые «склады»: согласный + гласный (ма, фо, ду), согласный + ъ/ь (ть, мь) или одна буква (а, к, л). Дети часто путают склад и слог, и начинают делить слово не по слогам, а по складам.
Плюсы:
- Склады записаны на кубиках, из которых дети составляют те слова, которые актуальны для них в данный момент, здесь нет ограничений.
- Игра в кубики доставляет удовольствие малышам. Обучать по этой методике можно с годовалого возраста.

3. Карточки Домана
На карточках Домана слово сопровождается картинкой
Метод основан на понимании сразу всего слова, без разбивки на звуки и слоги. На карточках пишется слово, на обороте — его изображение. Так ребенок учится воспринимать слово и образ, связанный с ним. [6]
Плюсы:
- Автор методики 30 лет занимался реабилитацией детей с поврежденным мозгом. Для здоровых детей он придумал методику, суть которой заключается в том, что вы несколько раз в день в течение 5–30 секунд показываете карточки со словами, называя их. Мозг ребенка обрабатывает слова целиком, постепенно запоминает их, благодаря чему учится читать быстро. Занятия проходят в игровой форме и обязательно заканчиваются похвалой и объятиями.
Минусы:
- Все правила языка дети выводят сами. Не всегда понятно, какое правило усвоено, а какое — нет. Кроме того, при восприятии слова целиком ребенок не учится выделять в слове первый, второй, последний звуки, разбор слова часто вызывает затруднение.

Метод обучения чтению сразу по словам критикуют. Исследования показали, что юные читатели узнают слова с листа не потому, что запомнили целое слово, а из-за того, что они узнают буквенно-звуковые сочетания. [7]
4. Методика Монтессори
Мария Монтессори считала, что детям нужно создать особое пространство для обучения
Большое значение в методе уделяется пространству для обучения. Комната заполнена игрушками, кубиками, карандашами и бумагой. Обычно дети учатся в группе, подражают сверстникам. [8] Это наиболее сложный метод для обучения чтению, специалисты не рекомендуют применять его для домашнего обучения.
Малыши учатся писать буквы с помощью специальных рамок, а потом уже складывают из них слова. Автор методики активно выступала за самостоятельное обучение детей. Для этого взрослые должны грамотно оформить образовательное пространство и большую часть времени не вмешиваться, наблюдая за процессом со стороны.
Плюсы:
Обучаясь по методике Монтессори, ребенок научится читать быстро, рано перейдет от слогового чтения на чтение целыми словами. Начинают обучение дети по этой методике с четырех до шести лет, бывает и раньше. Есть подготовительный этап, который начинается в два с половиной года.
Минусы:
Нужно хорошо знать методику, чтобы добиться желаемого результата. Да и занятия предусматривают группу в детском саду, а не индивидуальное домашнее обучение.
