Ученые опровергли теорию о том, что мамонты умерли из-за кровосмешения

. Речь об особях, живших на острове Врангеля

Cell: ученые опровергли теорию о том, что мамонты умерли из-за кровосмешения

Обновлено 28 июня 2024, 12:40
aleks1949 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: aleks1949 / Shutterstock / FOTODOM

На отдаленном фрагменте суши в Северном Ледовитом океане — острове Врангеля — шерстистые мамонты вымерли около 4 тыс. лет назад. Новый анализ генома этих животных опроверг предыдущие гипотезы об их исчезновении. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell, в числе авторов научной статьи — палеогеограф Сергей Вартанян. Вкратце о проведенной работе пишет Reuters.

Мамонты оказались в самых северных районах Евразии, вероятно, из-за смены климата с ослабеванием ледникового периода. Скорее всего, по этой причине мамонты попали и на остров Врангеля. Он потерял связь с континентом 10 тыс. лет назад из-за повышения уровня моря.

Как отметили в агентстве, новое исследование предоставило самый полный на данный момент отчет «об инбридинге, пагубных мутациях и низком генетическом разнообразии», с которыми столкнулась популяция мамонтов за 6 тыс. лет жизни в изоляции. Выяснилось, что вряд ли такие факторы привели к гибели древних животных.

Ученые считают: если бы кровосмешение действительно было причиной исчезновения популяции, то ее численность сокращалась бы постепенно вплоть до вымирания. Этому процессу сопутствовали бы увеличение инбридинга и снижение разнообразия. Однако анализ генома предоставил другую картину.

За 6 тыс. лет уровень инбридинга и генетического разнообразия оставался почти неизменным. Изначально популяция состояла максимум из восьми особей. За 20 поколений (600 лет) она выросла до 200–300 животных и оставалась стабильной. В группе генов важных для иммунитета действительно выявили снижение разнообразия. При этом умеренно вредные мутации накапливались медленно, а пагубные — исчезали. Вероятно, так происходило из-за того, что у их носителей было меньше шансов на потомство и выживание.

Причина вымирания мамонтов на острове Врангеля до сих пор остается загадкой. Возможно, животные погибли из-за инфекции, которую занесли птицы с материка, или природных катаклизмов, предполагают ученые.

Осенью 2023 года британская биотехнологическая и генно-инженерная компания Colossal Biosciences заявила о планах воссоздать шерстистых мамонтов. Сотрудники фирмы надеются, что детеныш вымершего вида появится уже в 2028 году. Геном животного эксперты намереваются восстановить из найденных образцов, а пробелы заполнить при помощи ДНК азиатских слонов.