Названа истинная причина исчезновения гигантских животных палеолита

. Популяция древней мегафауны сократилась из-за людей, а не из-за климата

Nature Communications: гигантские животные палеолита исчезли из-за людей

Обновлено 18 декабря 2023, 10:22
<p>Первобытные мамонты (реконструкция)</p>
Фото: Shutterstock

Первобытные мамонты (реконструкция)

Новое исследование показало, что люди, а не изменение климата стали причиной резкого сокращения мегафауны на Земле 50 тыс. лет назад. С таким заявлением выступила группа ученых Орхусского университета (Дания), точка зрения и обоснование приведены в научном журнале Nature Communications.

Ранее считалось, что исчезновение древних гигантских животных в палеолите произошло из-за значительных колебаний климата. Биологи проанализировали ДНК 139 ныне живущих видов крупных млекопитающих и выявили, что численность почти всех видов резко упала около 50 тыс. лет назад.

«ДНК содержит много информации о прошлом. Большинству людей знакомо древо жизни, которое показывает, где развивались разные виды и какие у них общие предки. Мы сделали то же самое с мутациями в ДНК. Сгруппировав мутации и построив генеалогическое древо, мы можем оценить размер популяции конкретного вида с течением времени. Чем больше популяция животного, тем больше мутаций произойдет. На самом деле это вопрос простой математики», — пояснил доцент кафедры биологии, экоинформатики и биоразнообразия Орхусского университета Юрай Бергман, его слова цитирует Eurekalert.

Ученые выявили, что численность почти всех крупных животных, в том числе слонов, медведей, кенгуру и антилоп, резко упала около 50 тыс. лет назад. До этого популяции были стабильны в течение 700 тыс. лет, несмотря на чередующиеся ледниковые эпохи и межледниковья.

«Мы изучили эволюцию крупных популяций млекопитающих за последние 750 тыс. лет. В течение первых 700 тыс. из них популяция была довольно стабильной, но 50 тыс. лет назад кривая сломалась, популяция резко упала и так и не восстановилась. За последние 800 тыс. лет земной шар колебался между ледниковыми периодами и межледниковыми периодами примерно каждые 100 тыс. лет. Если бы климат был причиной, мы должны были бы увидеть большие колебания и в более ранние периоды, но это не обнаружилось»,— пояснил профессор и руководитель Центра экологической динамики при Орхусском университете, инициатор исследования Йенс-Кристиан Свеннинг.

Классические аргументы в пользу климата как объяснительной модели основаны на том, что шерстистый мамонт (вымерший вид рода мамонты семейства слоновых) и ряд других видов, связанных с так называемой мамонтовой степью, вымерли, когда растаял лед и исчез их тип среды обитания. По словам ученых, на самом деле большинство вымерших видов мегафауны того периода вообще не обитало в гигантской степи. Они жили в тропических лесах или саваннах и их исчезновение нельзя объяснить глобальным климатическим сдвигом. Это произошло потому, что люди расселились по земному шару из Африки, а затем увеличили свою численность, уверены исследователи.

Ранее в Германии обнаружили новые факты в пользу того, что неандертальцы, жившие около 125 тыс. лет назад, охотились на прямобивневых слонов и употребляли их в пищу. Следы разделки огромных животных археологи обнаружили на первобытных останках, найденных много лет назад при раскопках стоянок Грёберн и Таубах на территории современной Германии.