В Госдуму внесут законопроект об отмене ЕГЭ. Чем предлагают заменить

. По мнению авторов инициативы, ЕГЭ не приносит результатов

В Госдуму внесут законопроект об отмене ЕГЭ из-за сложности заданий

Обновлено 06 июня 2024, 12:40
<p>Школьники в классе перед началом ЕГЭ&nbsp;по обществознанию в Академической гимназии &nbsp;№ 56 Санкт-Петербурга</p>
Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Школьники в классе перед началом ЕГЭ по обществознанию в Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга

В Госдуму в ближайшее время внесут законопроект об отмене Единого государственного экзамена (ЕГЭ), сообщил председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). Изменения предполагаются в закон «Об образовании в России».

Что предлагают

По мнению авторов документа, ЕГЭ не приносит ожидаемых результатов «в виде высокого качества знаний и доступности высшего образования», кроме того, этот формат способствует «коррупции в сфере олимпиад». Они считают, что ЕГЭ необходимо заменить традиционными государственными экзаменами.

Депутаты также напомнили о случаях, когда школьников «морально унижают» перед сдачей ЕГЭ: в Воронеже в июне 2024 года ученицы пожаловались, что их попросили снять бюстгальтеры при прохождении через металлодетектор.

«Последние события вокруг ЕГЭ — от публичных скандалов до откровенных трагедий — просто обязывают еще раз предметно вернуться к вопросу отмены Единого госэкзамена в пользу прежнего, традиционного формата государственной итоговой аттестации школьников. Уж слишком много наломано дров и истерзано душ», — заявил ТАСС Нилов.

В документе также сказано, что с каждым годом наблюдается увеличение количества суицидов среди подростков, сдающих ЕГЭ. Кроме того, проведение такого экзамена требует значительных расходов от государства. Расходы родителей в результате ЕГЭ переместились на рынок репетиторов, отметили со ссылкой на экспертов авторы инициативы.

В случае принятия закон может вступить в силу с 1 января 2025 года. Таким образом, результаты ЕГЭ, полученные до вступления в силу этого закона, будут действительны четыре года после сдачи. То есть могут быть приняты вузами в качестве вступительных испытаний при приеме на программы бакалавриата и специалитета, следует из проекта закона.

Ответ Рособрнадзора

Обсуждение альтернативы ЕГЭ возможно только при предложении взамен объективного и понятного экзамена, заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев на Петербургском международном экономическом форуме.

«Сейчас нет ни в одной стране мира другого подхода к оценке знаний учащегося, кроме как экзамен. На сегодняшний день — модель ЕГЭ, мы ее постоянно совершенствуем, она рабочая», — сказал он.

При этом Рособрнадзор открыт к конструктивным идеям, добавил глава ведомства.

Дискуссии об отмене ЕГЭ

С момента введения ЕГЭ ведется постоянная полемика о необходимости проводить экзамены в этом формате. Одни критикуют его за «тесты-угадайки», другие — за то, что обучение в выпускных классах превращается в «натаскивание на ЕГЭ».

Регулярно звучат призывы отменить ЕГЭ. В ЛДПР и ранее предлагали предоставить выпускникам право выбрать между ЕГЭ и традиционными выпускными экзаменами.

В Рособрнадзоре не видят причин для отмены ЕГЭ. Музаев заявил, что замечаний экспертов по поводу объективности проведения Единого государственного экзамена нет и сейчас экзамен «проходит объективно».

«Сейчас экзамен проходит объективно. Сейчас нет утечек. По поводу объективности проведения экзамена мы не слышим замечаний ни от одного эксперта. Даже от тех, кто терпеть не может Единый государственный экзамен», — отметил глава ведомства.

Музаев заявил, что с 2013–2014 годов не было ни одной утечки и что контроль за проведением экзамена только усиливается. До 2013 года «на экзаменах происходило форменное безобразие» в виде утечек и списываний, признал он. Большинство противников ЕГЭ не предлагают альтернативы этому формату, заметил глава Рособрнадзора.

В Минпросвещения считают, что за последнее время было многое сделано для усовершенствования ЕГЭ. Там привели как пример отказ от тестовой части.

«Сегодня в заданиях ЕГЭ нет «угадайки», когда из заданных ответов нужно выбрать правильный, очень много творческих заданий. Фактически это сегодня письменный экзамен, который проходит объективно и который дает возможность выпускнику сдать экзамен там, где он проживает, направить документы в пять вузов и поступить в тот или иной вуз. Это очень удобно. Не надо, как было, сдавать пять-шесть экзаменов в школе и затем три-четыре экзамена в вузе», — заявил министр просвещения Сергей Кравцов.

Инициатива об отмене обязательного ЕГЭ вызывает много вопросов, считает учитель русского языка и права, член профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

«Сейчас все учителя, по крайней мере старших классов, работают именно над подготовкой к сдаче ЕГЭ. Для того чтобы изменить это, необходимо менять методики, менять содержание уроков, менять очень многое. Так что если этот законопроект превратится в закон, то вопрос — сколько лет будет дано на реализацию этого. Очевидно, что нельзя такое дело вводить с будущего года или даже с 2026-го. От экзаменов зависит вообще во многом все функционирование и все содержание образования. Я надеюсь, что это будет сделано максимально мягко», — сказал Луховицкий.

По последним данным, почти две трети россиян (63%) отрицательно относятся к Единому государственному экзамену и считают, что его нужно отменить, следует из опроса портала Superjob. В поддержку ЕГЭ высказались 17% опрошенных. Его противников больше среди респондентов старше 45 лет (73%). Положительно о ЕГЭ чаще отзывались опрошенные моложе 34 лет (23%).

История ЕГЭ в России

23 года назад, 16 февраля 2001 года, вышло постановление правительства № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». Инициатором введения ЕГЭ выступил Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год.

С помощью ЕГЭ планировали бороться с коррупцией в сфере образования, а также уравнять возможности выпускников. Эксперимент стартовал в том же 2001 году. Первыми участниками стали выпускники из республик Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарской и Ростовской областей. Тогда экзамен в новом формате написали более 30 тыс. школьников.

К 2006 году ЕГЭ сдавали уже около 950 тыс. школьников из 79 регионов, а результаты принимали более 1 тыс. вузов. Обязательным экзамен стал в 2009 году, когда вступили в силу поправки в закон «Об образовании». Теперь условием для получения аттестата стало успешное прохождение тестирования по русскому языку и математике.

После массовых утечек заданий в 2013 году для каждого часового пояса были разработаны свои варианты. Выпускники сдавали ЕГЭ уже под наблюдением видеокамер.

Первые значительные изменения произошли в 2015 году. ЕГЭ по иностранным языкам обзавелся устной частью, а допуском к экзамену стало итоговое сочинение. Задания с возможностью выбрать ответ значительно сократили. Выпускники получили право выбирать, какую математику сдавать: базовую, которая необходима, чтобы получить аттестат, или профильную — для поступления в вузы.

Изменения в ЕГЭ в 2024 году

С этого года выпускники смогут пересдать единый государственный экзамен по одному из предметов до окончания приемной кампании в вузах. С таким предложением выступил Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Он пояснил: «механизм ЕГЭ должен совершенствоваться».

В 2024 году пересдать информатику, обществознание, русский язык, физику, химию и письменную часть экзамена по иностранным языкам можно будет 4 июля. По биологии, географии, математике (базовый и профильный уровни), истории, литературе и устную часть экзамена по иностранным языкам — 5 июля.

По ранее действовавшим правилам пересдать в один год абитуриентам можно было только обязательные ЕГЭ по русскому и математике, а предметы по выбору — в следующем году в досрочный период.

Поделиться