Ученые назвали точную причину желтых волн в Амурском заливе. Фото

. Замешаны в этом оказались две породы хвойных деревьев

Во Владивостоке назвали пыльцу причиной желтых волн в Амурском заливе

Обновлено 16 мая 2024, 11:26
<p>Желтый налет пыльцы на водной поверхности в акватории Амурского залива</p>
Фото: ННЦМБ ДВО РАН / VK

Желтый налет пыльцы на водной поверхности в акватории Амурского залива

Ученые раскрыли причину необычного явления в Приморском крае. Этой весной жители неоднократно наблюдали желтые разводы в акватории Амурского залива. Желто-зеленый налет появлялся на окнах, балконах, стеклах автомобилей. Как оказалось, виновником окрашивания стала пыльца кедра корейского (Pinus koraiensis) и пихты цельнолистной (Abies holophylla). Об этом рассказали в Федеральном научном центре биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии Дальневосточного отделения Российской академии наук (ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН).

На официальной странице ведомства в социальной сети «ВКонтакте» ученые пояснили, что изучили пробы пыльцы под микроскопом, после чего палеоботаник Татьяна Евстигнеева назвала растения, которые так активно пылят в окрестностях Владивостока в этом году.

«Важный момент во всей этой истории — почему так активно пылит? А тут ответ связан с текущими погодными условиями. Весна в этом году выдалась не слишком жаркой, но очень комфортной для растений — достаточно влаги, чтобы сформировать хороший прирост, достаточно мало дождей и достаточно активные ветра, чтобы пыльца разносилась на большие расстояния. Возможно, такое обильное пыление принесет нам хороший урожай кедра корейского в следующем, 2025 году», — сказано в сообщении ученых.

Исследователи пояснили, что в их распоряжении были образцы только из окрестностей Владивостока, а вот в других местах региона в этом облаке пыльцы может быть не пихта цельнолистная, но пихта белокорая, а также и пыльца двух видов елей — ели аянской и ели корейской.

О том, что именно пыльца хвойных деревьев (без уточнения конкретных пород) стала причиной повсеместной желтизны, ранее заявили в Национальном научном центре морской биологии им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения Российской академии наук (ННЦМБ ДВО РАН). Специалисты Центра морской биологии во Владивостоке как раз собрали образцы налета на водной поверхности в акватории Амурского залива. Они пояснили, что пыльца наземных растений неядовита и имеет значительную питательную ценность, поскольку содержит белки, богатые незаменимыми аминокислотами, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Однако избыточное ее поступление в морской водоем может привести к нарушению экологического равновесия, особенно в бухтах закрытого типа.

Этой весной сотрудники Центра морской биологии им. А.В. Жирмунского сделали еще одну примечательную находку. В Приморском крае в районе морской биологической станции «Восток» они обнаружили морской лед, окрашенный в красный цвет. Выяснилось, что в лед вморожены тысячи рачков, — представителей зоопланктона родов Neocalanus, Pseudocalanus, Metridia и Microcalanus. Лед стал красным из-за присутствия в тельцах рачков пигментов-каротиноидов.

Ранее, в августе 2023 года, ледник Водопадный в Горном Алтае стал розово-красного цвета. Это обнаружили ученые Томского государственного университета в ходе экспедиции на ледники группы Актру. Эффектный цвет ледника объясняется массовым цветением водорослей. По мнению гляциологов, это явление может привести к ускорению таяния ледника, так как снижается отражающая способность его поверхности.