Game Boy — 35 лет. Вспоминаем легендарную портативную консоль

. Устройство Nintendo позволяло делать селфи и даже помогало на рыбалке

Как Game Boy от Nintendo стала легендарной портативной консолью

Обновлено 22 апреля 2024, 09:33
<p>Портативная консоль&nbsp;Game Boy впервые была представлена 21 апреля&nbsp;1989 года в Японии</p>
Фото: Dado Photos

Портативная консоль Game Boy впервые была представлена 21 апреля 1989 года в Японии

Эта вещь была редкостью в России середины 1990-х, хотя о ее существовании знал, пожалуй, каждый, кто хоть мало-мальски интересовался видеоиграми. Потому что она была в миллион раз круче однотипных китайских карманных «Тетрисов» и отечественной «Электроники» с ее «Ну, погоди!» и прочими примитивными аркадами.

РБК Life вспоминает историю и малоизвестные факты о культовой портативной консоли Game Boy, отмечающей 21 апреля свое 35-летие.

История появления Game Boy

Несмотря на свой легендарный статус, Game Boy не была первой в мире портативной консолью со сменными физическими носителями для игр. Пионером этого направления можно назвать устройство Microvision, выпущенное в 1979 году американской компанией Milton Bradley. Это было по-своему уникальное устройство, где процессор и кнопки управления находились на самом картридже, тогда как на основной корпус устанавливали лишь чип для экрана с разрешением 16х16 пикселей и вспомогательное колесо-контроллер. На старте продаж консоль имела относительный успех, однако из-за огромного набора технических изъянов и малого количества игр поддержка Microvision полностью прекратилась к 1982 году.

В то же время, в начале 1980-х, Nintendo приступила к выпуску своих первых портативных электронных игр Game & Watch, которые в СССР стали известны благодаря копиям от «Электроники». Концепция устройства родилась, когда инженер Nintendo Гумпэй Ёкои во время поездки на работу обратил внимание на скучающего офисного служащего, который развлекал себя, хаотично нажимая на кнопки карманного калькулятора.

Игры из серии Game & Watch получили невероятную популярность и разошлись по всему миру миллионными тиражами, поэтому в Nintendo задумались о «наследнике», который при этом не был бы ограничен лишь одной «зашитой» в него игрой. Так, весной 1989 года появился Game Boy, представлявший собой дальнейшее развитие идеи Game & Watch с возможностями очень популярной на тот момент домашней игровой системы Nintendo Entertainment System (NES), технические клоны которой впоследствии стали известны в России под наименованием Dendy.

Простая конструкция, невысокая цена и очень много игр

Гумпэй Ёкои исповедовал философию с использованием недорогих и легкодоступных компонентов, с которыми при этом можно было экспериментировать всевозможными способами. Game Boy стоимостью менее $100 работал на упрощенной версии дешевого 8-биттного чипа Z-80 и имел 2,5-дюймовый монохромный LCD-дисплей, способный отображать лишь четыре оттенка серого цвета. За управление отвечала крестовина, действующая в восьми направлениях, а также всего четыре кнопки: A, B, Start и Select. Подобная схема в точности повторяла раскладку джойстиков NES, поэтому была отлично знакома геймерам по всему миру. Кроме того, это значительно упростило задачи для разработчиков по портированию игр на новую консоль.

Обложка видео

А картриджей для приставки было действительно очень много. Уже в комплекте с гаджетом шел абсолютный хит всех времен «Тетрис», созданный советским программистом Алексеем Пажитновым. Плюс ко всему на Game Boy перенесли все основные бестселлеры Nintendo, в том числе серии Pokemon и Super Mario.

Сразу же после выпуска у Game Boy появились соперники в лице Sega Game Gear и Atari Lynx, которые отличались гораздо более совершенной технической начинкой и цветными дисплеями с подсветкой. Однако эти устройства так и не смогли составить полноценную конкуренцию Game Boy из-за своей дороговизны и ограниченного каталога игр. Более того, Sega Game Gear и Atari Lynx могли проработать на одном комплекте из шести AA-элементов не более 3–5 часов, тогда как заявленная автономность детища Nintendo, питающегося от четырех пальчиковых батареек, достигала 30 часов.

Game Boy пережил бомбардировки и побывал в космосе

А еще Game Boy был очень надежным. Известна показательная история американского военного врача Стивена Скоггинза, взявшего с собой японский гаджет на войну в Персидском заливе 1990–1991 годов, во время которой ему удалось пережить мощную бомбардировку. При налете устройство сильно обгорело и получило такие повреждения, что из-под корпуса проступала материнская плата. Вернувшись домой, Скоггинз отправил оплавленную приставку в ремонт. Специалисты Nintendo посчитали это дело безнадежным, но все же решили протестировать Game Boy при помощи картриджа с «Тетрисом». Их удивлению не было предела, когда они обнаружили, что устройство смогло запустить игру. Этот гаджет на протяжении многих лет был выставлен на витрине флагманского магазина Nintendo World Store в Нью-Йорке в качестве доказательства невероятной долговечности приставки.

Компактный, удобный и надежный Game Boy побывал не только на войне, но и на земной орбите, став первой в истории игровой консолью в космосе. В 1993 году ее взял с собой на станцию «Мир» российский космонавт Александр Серебров, который в свободное от работы время иногда играл в «Тетрис». Впоследствии приставка, проведшая на орбите почти 200 суток и совершившая более 3 тыс. оборотов вокруг Земли, была продана на аукционе за $1220.

Первая селфи-камера и другие безумные аксессуары

Для Game Boy было выпущено большое количество всевозможных аксессуаров, самым ходовым из которых стал специальный кабель Game Link для локального многопользовательского режима. Большинство игр было рассчитано для одновременного участия от двух до четырех геймеров, однако Spaceball 2000 позволяла сразиться друг с другом сразу обладателям 16 гаджетов. Для Game Boy предлагали и совершенно невероятные для того времени решения вроде особого картриджа с камерой, которая поворачивалась на 180 градусов, чтобы делать снимки самого себя.

Обложка видео

Полученные снимки можно было моментально распечатывать на специальном портативном принтере или даже использовать в простых мини-играх. Но самым безумным аксессуаром для Game Boy, пожалуй, стал эхолот под названием Pocket Sonar. Один конец подключался к приставке, а другой помещался в воду, чтобы помочь рыбаку отслеживать места с добычей и улучшить улов.

Выпуск всевозможной подключаемой периферии, а также постоянное появление новых, более продвинутых версий приставки позволили Game Boy продержаться на рынке вплоть до 2000 года. Одна из самых успешных игровых консолей в истории разошлась тиражом почти 120 млн экземпляров, что намного превзошло суммарные продажи Atari Lynx и Sega Game Gear.

Поделиться