Телефонные мошенники стали раскрывать сами себя. Зачем им это нужно
. В «Тинькофф» рассказали о новой схеме аферистов«Тинькофф»: аферисты стали по телефону представляться мошенниками
Телефонные аферисты стали признаваться в мошенничестве. «Тинькофф» сообщил о схеме, в которой злоумышленники сразу «раскрывают себя». Однако это оказалось лишь уловкой.
Как выглядит схема
Во время звонка мошенники сообщают, что договор на услуги связи заканчивается, а для его продления необходимо сообщить код из СМС. После того как код продиктован, аферисты признаются жертве, что обманули ее. Однако позже с пострадавшим связываются псевдосотрудники финмониторинга, «Госуслуг» или полиции. Они рассказывают, что пытаются спасти деньги и поймать мошенников, которые якобы сговорились с сотрудниками банка. Звонящие объясняют клиенту, как можно спасти деньги. В итоге жертва кладет свои средства на счет мошенников через банкомат.
Кроме того, мошенники убеждают установить программу удаленного доступа, которая позволяет видеть все, что происходит на экране мобильного телефона. Это может быть ПО похожее на антивирус или программу банка, которая отслеживает действия недобросовестных сотрудников, объяснил замруководителя Центра экосистемной безопасности «Тинькофф» Олег Замиралов.
«Такие программы злоумышленники используют, чтобы увидеть сколько у клиента денег на счету. Это помогает им сильнее втереться в доверие — ведь такой информацией, по мнению запуганных жертв, могут владеть только люди с высоким уровнем доступа — спецслужбы, сотрудники банков и т.д. Кроме того, программа позволяет отслеживать коды, которые высвечиваются в банковском приложении», — отметил Замиралов.
За последние месяцы, по данным банка, количество мошенничеств по этому сценарию выросло в 3,5 раза. «Тинькофф» рассказал, что мошенникам удалось обмануть его клиента на 1,5 млн руб., банк возместил эти средства в рамках программы «Защитим или вернем деньги».
Сотрудники турфирм
В преддверии сезона отпусков мошенники стали реализовывать новую схему. Они представляются сотрудниками туристических компаний, сервисов по поиску и покупке авиабилетов и онлайн-бронированию отелей, сообщил ранее ВТБ.
Одна из вариаций схемы выглядит так: злоумышленники звонят потенциальной жертве и предлагают заработать деньги, оставляя оценки по качеству работы отелей якобы для привлечения новых клиентов. Они просят собеседника присоединиться к онлайн-встрече, при этом включить демонстрацию экрана своего мобильного устройства. Это позволяет мошенникам увидеть, какие приложения установлены у жертвы.
Изучив информацию, злоумышленники просят оформить карту в банковском приложении для совершения покупок по несуществующей вакансии «тайного покупателя». Так как на смартфоне включена демонстрация экрана, злоумышленники видят все поступающие в СМС коды для доступа к личному кабинету онлайн-банка или вывода денег. Как только жертва оплачивает покупки, мошенники сбрасывают звонок. Вернуть деньги в этой ситуации невозможно, предупредили в банке.
Как уберечься
С начала года число подобных звонков увеличилось более чем на 30%, сообщил старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов. Чтобы не стать жертвой обмана, специалисты посоветовали удалять любые сомнительные сообщения, обещающие легкий доход, и не поддерживать беседу с неизвестными.
«Если после определенных манипуляций вы понимаете, что попали в ловушку, немедленно позвоните в банк проверки операций по картам и счетам или сделайте это самостоятельно через ВТБ Онлайн, — добавил Чугунов.
Взлом личного кабинета на «Госуслугах»
В марте стало известно о случаях, когда мошенники при помощи фишинговых сайтов получали доступ к «Госуслугам» жертвы. Злоумышленники делали рассылку push-уведомлений, в которых говорилось о необходимости подтвердить паспортные данные на портале.
В сообщении содержалась ссылка, которая вела сначала на сайт якобы оператора связи, а затем на «Госуслуги». Пользователю предлагали ввести логин и пароль от личного кабинета, что позволяло мошенникам завладеть учетными данными от «Госуслуг», а также подтвержденной информацией об абоненте.
Голосовые сообщения
Также в последнее время участились случаи мошенничества с использованием голосовых сообщений из существующих переписок.
Сначала мошенники получают доступ к аккаунту, затем начинают писать его контактам с просьбой перевести деньги. Историю о необходимости помощи преступники подкрепляют тем самым голосовым сообщением якобы от лица владельца аккаунта. Используют в подобных схемах нарезки из реальных старых голосовых сообщений жертвы. При возникновении сомнений ЦБ посоветовал связаться лично со знакомым, от имени которого звонили, и уточнить у него информацию.