Потоп открыток в WhatsApp на 8 Марта. Как отвечать родственникам
. А еще как самому стать Цицероном и немного про искусственный интеллектПсихологи и издатели объяснили популярность открыток на 8 Марта и как их создают
Близится один из главных весенних праздников — Международный женский день. Это время цветов и подарков, нежных слов и теплых поздравлений для самых родных людей: матерей, бабушек, сестер, жен и подруг.
Особенно чтит традиции старшее поколение. Наверняка вы или ваши знакомые не раз получали от бабушек, матерей, теть и других родных открытки в WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). И возможно, иногда вам казалось, что их присылают слишком много.
Почему же бабушки так любят рассылать эти открытки? Как на них реагировать, чтобы не обидеть пожилого родственника, и как самому создать яркое поздравление с помощью риторических приемов или искусственного интеллекта — рассказываем подробно.
Содержание
Почему бабушки спамят
Открытки в WhatsApp давно стали отдельным жанром — настолько, что еще одним жанром стала пародия на них в стиле «с днем дня»: абсурдные поздравления с днем сыра-косички, стекловаты или горькой попки огурца. Так молодое поколение ответило на поток поздравительных открыток, которые родственники шлют им в WhatsApp и другие мессенджеры.
К 8 Марта это обычно картинки с цветами, часто тюльпанами. Могут встречаться вариации с милыми животными: котиками, собачками, кроликами, а также мягкими игрушками. А иногда и все разом — и животные, и цветы, и что-то еще. Композицию нередко дополняют бабочки, стразы, блики, а в случае с анимированными картинками (гифками) — блеск и мерцание.
Такие открытки обычно яркие, контрастные. Рядом с основной картинкой находится само поздравление: забавное пожелание, стихи или какая-то мудрость. Автор такого артефакта, и картинки, и подписи, обычно остается неназванным. Можно сказать, что это народное, а порой «пиратское» творчество.
Нередко родные, в большинстве представители старшего поколения, отправляют такие картинки не только на 8 Марта, но и без праздничного повода, например желая «хорошего понедельника» или «хорошей пятницы».
Гештальт-терапевт, клинический психоаналитик Ирина Смолярчук поясняет, что для пожилых людей открытка — это способ обмена вниманием. «Это память исторического прошлого, где они были молодыми. И конечно, отчасти это ярмарка тщеславия и гордость. Когда старики это делают, они доказывают молодому поколению, что умеют справляться с гаджетами. Рассылать вот эти гифы всякие, спамы — для них это ощущение, что они находятся «в потоке», поэтому они не жалеют этого спам-материала, присылают его оптом, огромным количеством открыток», — объясняет Смолярчук.
Если игнорировать такое внимание полностью, то молодое поколение обидит стариков, исключив их из своего «потока», из своей активной жизни. Однако если реагировать на каждую такую открытку, можно сойти с ума, да у молодых людей обычно и нет столько времени, как у пенсионеров.
Смолярчук отмечает, что можно обобщить присланное и отреагировать на него в целом. Такой акт вежливости даст пожилому человеку вдохновение, поскольку, получив ответ, «живую реакцию человека, человека из будущего», отправитель будет уверен, что важен и нужен. Например, на вал открыток в WhatsApp можно ответить «Спасибо большое, я посмеялся!», «Я улыбнулся!», «Спасибо, что поднял мне настроение!», — советует психоаналитик.
«Это же история про общение, про приобщение старика к современному поколению, чтобы чувствовать себя востребованным, нужным и не забытым», — поясняет Смолярчук.
Директор Центра психологического консультирования Высшей школы экономики Ирина Макарова отмечает, что рассылка открыток — следствие желания старшего поколения быть современными: пользоваться новыми возможностями, которые предлагают гаджеты, приложения, мессенджеры.
«А с другой стороны, наверное, им бы хотелось, чтобы это было такое красочное, музыкальное [поздравление], но поскольку сами они не могут такое создать, поскольку они не очень понимают, как технически это сделать, они пользуются готовыми открытками. Им самим приятно получать такие открытки, где все прыгает, поет, приятные слова написаны. И они пересылают их. Внутренний посыл тут абсолютно теплый и сердечный. Им хочется, чтоб их адресатам тоже было приятно. Это они делают искренне и от чистого сердца», — поясняет Макарова.
«Наверно, можно потратить время, чтобы старшему поколению объяснить, что этого делать не нужно, но зачем тратить на это праздничный день?» — продолжает эксперт. Она отмечает, что людям важно быть на связи с близкими, относительно которых у них сейчас есть теплые переживания или эмоции либо с которыми у них были отношения когда-то. И они хотят использовать актуальные способы связи, как это делает молодежь.
«Я не думаю, что они ждут в ответ такие же открытки. Скорее от близких людей они ожидают реального визита или звонка, внимания с теплыми словами и поздравлениями», — говорит Макарова.
Открытки в WhatsApp vs нейросети
Появление нейросетей не могло не повлиять на сегмент открыток для WhatsApp. Раньше такие открытки можно было сделать в специальных приложениях — какие-то умельцы использовали Paint, более продвинутые — Photoshop или иные сервисы. А теперь совмещать изображения или долго искать картинку с определенными параметрами уже не нужно: все это под конкретный запрос за пользователя сделает искусственный интеллект. Да еще и не только картинку найдет, но и поздравление напишет. А надо, так и стих сочинит.
Например, помочь с открытками может «Шедеврум» — сервис «Яндекса». В нем можно сгенерировать и изображение, и текст. Но объединить их придется уже в стороннем приложении. Или можно отправить картинку с отдельным текстовым сообщением.
Вот примеры несложных запросов к «Шедевруму»:
Результат на запрос: «Цифра 8 из стекла. Высокая детализация. На фоне тюльпаны».
В приложении по запросу «8 Марта» также можно найти, что придумали другие пользователи. Конечно, пока нейросети работают не идеально: вместо слова «март» на картинке может получиться «мат», да и реальные люди выходят не всегда похожими на себя.
Однако нейросети помогут воплотить в жизнь запросы с интересной задумкой, например создать открытку по мотивам «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Вот что генерировали пользователи «Шедеврума» к 8 Марта:
По тэгу «8 Марта» в топе рейтинга сгенерированных картинок — тех, которые больше лайкали другие пользователи, — не обошлось без миловидных животных. Только, на удивление, лидерство захватила не кошка или собака, а белка с мимозой.
Запрос: «милый цветочный бельчонок-весна на фоне цветов, держит мимозы, венок на голове, цифра 8 на небе, звезды, ветер, цветочный водопад, высокая детализация, высокое разрешение, hdr».
За помощью с поздравлением мам и бабушек мы также обратились к нейросети GigaChat от «Сбера». Вот что она ответила:
Подпись на открытку придется добавлять в другом приложении.
Попросить написать поздравление или стих также можно и одну из самых обсуждаемых нейросетей — ChatGPT. Сделать это можно только на английском — и ответ, соответственно, ИИ даст на нем же.
Вот одно из стихотворений, которое к 8 Марта создал ChatGPT. Ниже будет перевод.
Повлияли ли нейросети на печатные открытки
В опрошенных нами изданиях отметили, что не видят какой-либо опасности для бизнеса из-за конкуренции нейросетей и что работают над тем, чтобы использовать ИИ в работе или уже создают продукцию с его помощью.
Как рассказали РБК Life в интернет-магазине открыток Life Poster, у них все иллюстрации авторские, создаются сотрудниками: «Фразы мы набрасываем и выбираем всей командой. Часто идеи приходят от наших постоянных клиентов. Угрозы от нейросетей не видим, однако активно работаем над внедрением нейросетей в работу, начиная от генерации идей для социальных сетей до задумок для открыток». В интернет-магазине отметили, что популярностью пользуются мини-открытки 7×10 см, открытки на день рождения и с цветами.
Подробностями процесса работы над открытками также поделились в Издательском доме Мещерякова. «Поздравительные открытки — интересный пример того, как небольшой кусочек картона может подарить человеку радость. В первую очередь все смотрят на картинку. Нужно суметь подобрать что-то для каждого: для детей и взрослых, в честь свадьбы, дня рождения или Пасхи. Все любят разное, поэтому и выбор должен быть широким. После утверждения внешнего вида открытки мы решаем, оставить ли ее пустой, сочинить ли трогательное четверостишие или же придумать бойкую шутку. Всегда нужно уметь представить характер человека, которому понравилось оформление, и подарить ему соответствующее содержание», — рассказывает редактор Издательского дома Мещерякова Елизавета Корнеева.
В последнее время, отмечает она, особенно среди молодежи, стали популярны пустые открытки. «Так человек может придать им индивидуальность, написав личное пожелание или приколы. Я своими глазами видела, как внутрь вклеивают распечатанные мемы с подписью «Это мы», — говорит Корнеева.
В то же время есть люди, которым нужно помочь подобрать слова, и тогда в издательском доме придумывает стихи или шутки, продолжила редактор. Иногда с созданием картинок и стишков помогают нейросети, но вот незадача: «С юмором у них совсем беда». «Обычно всем своим креативным составом мы собираемся и начинаем выдавать идеи для наполнения открыток. Сначала, как очень вежливые и воспитанные люди, мы говорим спокойно и по очереди. Но затем, в момент прочтения наиболее удачного текста, наступает хаос креатива. В этом хаосе и создаются самые лучшие идеи. После мы их доводим до идеала и отправляем в печать или интернет», — рассказывает она.
Корнеева отмечает, что создавать открытки не самая сложная часть ее работы, но «определенно одна из самых веселых». «Мне кажется, что позитивное настроение из нашего креативного кабинета переносится на цветной картон. Люди это чувствуют, и положительные эмоции наполняют их сердца. По крайней мере, я в это верю», — делится редактор.
Как написать яркое поздравление
Чтобы создать поздравление, необязательно прибегать к помощи искусственного интеллекта, можно справиться своими силами. Как «стать Цицероном 8 Марта», объясняет к.ф.н., автор книги «Основы риторической критики: Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей» Валерия Смолененкова:
«У поздравления, присланного через мессенджер, как и у любого текста, есть свои правила жанра, определяющиеся контекстом и целями автора. Будучи разновидностью поздравления, праздничное послание должно начинаться с обращения: дорогая мама/ бабушка/ лапуля / дочура и т. п. Избегайте обращений во множественном лице (дорогие дамы) или безадресных начал типа «в этот весенний день поздравляю всех женщин…». Грустно быть одной из толпы. Ну и при копировании из чата в чат не перепутайте Катю с Олей, Машу с Женей, бабушку с тетей. Это еще грустнее.
Второй фразой пишем цель приветствия: «В этот солнечный мартовский день от всей души / от всей искренности сердца / сердечно и радостно поздравляю Вас / тебя с ….». Можно тут же продолжить фразу перечнем пожеланий («и желаю…»), а можно поставить точку и начать какую-нибудь изощренную фразу-пожелание, которая выделит Ваше послание в череде падающих в телефон однотипных «здоровья, любви, счастья, благополучия».
Существует несколько способов сформулировать яркую фразу. Например, можно поиграть в антиметаболу — это такой риторический прием, при котором вы используете два ключевых слова в двух частях сложного предложения, но во второй его части эти слова как бы меняются местами и функциями: мы едим, чтобы жить, но не живем, чтобы есть; это было вино королей и король вин. Чтобы использовать этот прием в поздравлении, вам понадобится хотя бы одно слово по тематике праздника (весна, любовь, красота, женщины, цветение, царица и т. д.) или из сферы личных свойств или приоритетов адресата (сад, семья, амбиции, юность). Дальше пытаемся поиграть в зеркальную симметрию, используя союзы «а», «и» или «но», добавляя другие яркие образы, прислушиваясь к ритму формирующейся в голове фразы. Иногда приходится во второй части поменять одно из слов на однокоренное. Получаем что-нибудь типа: «Пусть весна придет в сердце, и сердце утонет в весне, любви и радости». «Пусть всегда будут силы и время для любимого сада, ну, а сад пусть дает тебе силы и время для любящих тебя внуков». «Будь королевой моей весны и весной всех на свете королевств».
Попробуйте свои силы в этом риторическом упражнении: поиграйте со своим чувством языка и музыкой слова. Вы получите удовольствие от удачно найденного афоризма для женщин, а ваши любимые женщины — от обнаружившегося Цицерона в своем окружении».