«Аргайл: Супершпион»: обзор фильма с Генри Кавиллом и Дуа Липой

. Провальный комедийный боевик Мэттью Вона вышел онлайн

Вышел обзор фильма «Аргайл: Супершпион» с Генри Кавиллом и Дуа Липой

Обновлено 07 марта 2024, 05:00
<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Аргайл: Супершпион&raquo;</p>
Фото: Apple TV+

Кадр из фильма «Аргайл: Супершпион»

На Apple TV+ выходит комедийный боевик «Аргайл: Супершпион» британского режиссера Мэттью Вона, автора комедии «Пипец», трилогии «Kingsman» и супергеройского блокбастера «Люди Икс: Первый класс».

На этапе трейлера «Аргайл» заманивал россыпью звездных имен: от бывшего Супермена и Ведьмака Генри Кавилла до Брайс Даллас Ховард, Сэма Рокуэлла и Джона Сины, Сэмюэла Л. Джексона, Брайана Крэнстона и даже певицы Дуа Липы. Однако на деле впечатляющий актерский капустник не сработал, а Мэттью Вон переиграл самого себя.

Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как «Аргайл» переосмысляет старомодные шпионские штампы и почему этого недостаточно для хорошего развлекательного кино.

Затворница Элли (Брайс Даллас Ховард) пишет популярные книги о бесстрашном и обворожительном британском шпионе Аргайле (Генри Кавилл), который подозрительно похож на классического Джеймса Бонда. В отличие от главного героя своих книг, Элли ведет весьма скромный и даже замкнутый образ жизни, проводя большую часть времени в компании большого серого кота Альфи.

Во время создания заключительного, пятого романа о приключениях Аргайла Элли сталкивается с проблемой творческого кризиса и решает отправиться в гости к родителям (Кэтрин О'Хара и Брайан Крэнстон). В поезде к девушке подсаживается странный тип по имени Эйден (Сэм Рокуэлл), который заявляет, что жизнь Элли находится в опасности: на нее открыла охоту секретная организация «Дивизион».

Оказывается, в своих романах писательница освещала не вымышленные, а вполне реальные события, происходящие внутри шпионской группировки. В ужасе Элли пытается сбежать от Эйдена, однако его слова самым неожиданным образом находят отклик в реальности.

Режиссер Мэттью Вон долгое время был известен преимущественно благодаря крепкой мужской дружбе с другим не менее талантливым англичанином Гаем Ричи. В конце 1990-х именно Вон выступил продюсером дебютного фильма Ричи «Карты, деньги, два ствола». Их сотрудничество продолжилось в гениальном «Большом куше» и откровенно провальных «Унесенных», после чего Вон приступил к пробе собственного режиссерского пера.

Его первая работа — криминальная драма «Слоеный торт» с Дэниэлом Крейгом в главной роли — успешно попала в сердце зрителя. Последовавшие за ними «Пипец» и «Люди Икс: Первый класс» вовсе стали хитами международного проката.

Карьерный путь Мэттью Вона в каком-то смысле вторит стратегии Кристофера Нолана: снимая «удобные» студийные проекты, молодой режиссер медленно, но верно нарабатывал себе репутацию, после чего наконец-то смог взяться за проект мечты. На сегодняшний день лейтмотивом творчества Вона принято считать шпионские комедии: трилогия Kingsman стала своего рода визитной карточкой его мастерства, а снятая одним дублем сцена бойни в церкви при участии Колина Фёрта навсегда вошла в анналы мирового кинематографа.

Впрочем, в последние годы отношения Вона с жанром не то чтобы вяжутся: в попытке высмеять старомодные шпионские клише постановщик все чаще скатывается в самопародию или того хуже — откровенную вульгарность. «King's Man: Начало», третья часть франшизы Kingsman, — очевидное тому доказательство.

В своем новом фильме «Аргайл: Супершпион» Вон вновь идет по протоптанной творческой тропе, пытаясь разнообразить закостенелый жанр смешными акробатическими трюками, нелепой стилизацией и бесконечной вереницей сюжетных плот-твистов, которые, по задумке, должны были эпатировать искушенную зрительскую аудиторию. Однако получилось ровным счетом наоборот (при бюджете $200 млн фильм собрал всего в $92 прокате) .

«Аргайл: Супершпион» похож на бешеный трехчасовой аттракцион с побочными эффектами в виде тошноты и головокружения. Развлекательное кино, которое вопреки зубодробительному экшену не развлекает, а утомляет шумом и желанием понравиться.

Само слово «аргайл» отсылает не только к историческому региону на западе Шотландии, но и особому, ромбовидному узору на ткани, элементы которого прослеживаются буквально весь фильм: его можно заметить как на рюкзаке Элли, так и в отдельных частях интерьера и даже мебели. При этом назойливая стилизация фильма — буквально единственное, что помогает ему выделиться на фоне других, более известных шпионских комедий.

Взяв за основу сценарий американца Джейсона Фукса («Ледниковый период: Континентальный дрейф», «Чудо-женщина»), Мэттью Вон снимает очень бесхитростное в своей структуре кино, которое в лучших традициях шпионского жанра обманывает зрителя.

Первые полчаса «Аргайл» притворяется приключенческим экшеном в стиле «Роман с камнем» Роберта Земекиса, затем мимикрирует под «Агента Коди Бэнкса» и «Остина Пауэрса», чтобы в финале перевоплотиться в женскую версию «Джейсона Борна». При этом режиссер чувствует острую необходимость шарашить аудиторию фактами, постоянно меняющими расстановку сил: кто друг, кто враг, а кто просто так, в «Аргайле» понять довольно сложно. Однако в по-настоящему качественном шпионском кино сюжетные плот-твисты — лишь элемент флирта, красивой игры, на основе которой само повествование никогда не строится.

В «Аргайле» же настоящей, оригинальной истории не проглядывается. Создается ощущение, что Мэттью Вон окончательно поставил крест на жанре и в какой-то момент решил, что спасти его может только гиперкомпенсация.

Набор пестрых и разноплановых персонажей «Аргайла» также не удивляет, каждый подобранный Воном актер, по сути, слепо следует своему амплуа: Генри Кавилл, которого в фильме непростительно мало, вновь играет квазиверсию Джеймса Бонда; Брайс Даллас Ховард — наивную недотепу, Сэм Рокуэлл — эксцентричного хохмача, Сэмюэл Л. Джексон — загадочного мудреца, а Брайан Крэнстон — злодейского диктатора. Казалось бы, каждый на своем месте, что открывает путь естественной органике, но закрывает возможность для любого актерского потенциала.

Кастинг Вона — еще одна неудачная попытка постмодернистского куража, которая не срабатывает из-за слишком банальной и приземленной логики. При этом сказать, что харизма Рокуэлла делает фильм хуже, тоже нельзя: он, как маленький бриллиант, в любом окружении смотрится прекрасно: никогда не упускает возможности продемонстрировать новые танцевальные па и в целом всячески крадет сердца зрителей.

Судя по крайне вялой дате релиза — в конце концов, зима не лучшее время для блокбастеров — Universal Pictures и Apple Studios больших ставок на детище Мэттью Вона не делали и всячески избегали конкуренции в прокате. За неимением альтернативных вариантов «Аргайл: Супершпион» и правда выглядит универсальной комедией, рейтинг которой располагает к просмотру для всей семьи.

И все же фанаты шпионского жанра, а особенно самого Мэттью Вона, вероятнее всего, будут разочарованы тем фактом, что их любимый режиссер дошел до окончательного нуля. Забавно, что даже те самые комфортные студийные блокбастеры, созданные на раннем этапе карьеры Вона, были куда более убедительными и развлекательными продуктами творческого труда.

Поделиться
Авторы
Теги