Драконы как мы: о чем книжный сериал «Когната» Алексея Сальникова
. Альтернативная биология сочетается с гуманизмом СтругацкихВышла рецензия на книжный сериал Алексея Сальникова «Когната»
В распоряжении пользователей «Букмейта» появился книжный сериал «Когната» с необычным сюжетом: вроде бы фэнтези смешивается с референсами на недавнюю историческую реальность, а люди существуют рядом с драконами. Существование это мучительно для обоих видов: распрям долго не было конца, а установившийся мир хрупок. Присмотревшись повнимательнее, можно обнаружить, что это и не фэнтези вовсе, а альтернативная реальность с альтернативными же биологией и социальной эволюцией.
Литературный критик и шеф-редактор «Букмейта» Константин Мильчин объясняет, что за зверь получился у писателя Алексея Сальникова.
Какой у «Когнаты» сюжет?
Жил да был в одной самой обычной стране самый обычный человек по имени Константин Константинович Константинов... Весь день он перекладывает бумажки в конторе, а ночует в коммунальной квартире. С соседям он вежлив, с начальством спокоен. Характер отсутствует, не женат.
Вдруг его вызывают к непосредственному руководителю и отдают приказ: нужно срочно доставить юную драконью аристократку Когнату из мира людей в мир драконов. И может это сделать только Константин Константинович Константинов. Время на соборы — пара часов. И вот отправляются Константин и Когната через странные земли в еще более странную империю драконов, а по дороге Константин вспоминает свое тяжелое детство и еще более тяжелую юность, как он летал на драконихах, как выполнял секретные операции, как познакомился с Когнатой, как обезвредил опасную террористку, как получил тяжелое ранение.
Что все это сейчас было?
Завязка и короткое описание сюжета сериала Алексея Сальникова про людей и драконов. Уточним, что у людей коммунизм, но не тот, о котором мечтали Маркс, Энгельс, Ленин и Че Гевара, а скорее такой, который застали в сознательном возрасте люди поколения икс, — с коммуналками и всеобщим дефицитом. Зато у драконов империя, иерархия, аристократия, латынь и иероглифы. У людей и драконов был длительный конфликт, в ходе которого часть драконов начали переходить на сторону людей, а некоторые люди превратились в драконов. Сейчас царит шаткий мир, и от Константина с Когнатой зависит, как долго он продлится.
Все равно ничего не понятно. Какой это жанр?
Очень похоже на фэнтези: люди, драконы и герой, самый обычный человек, который вроде как имеет некоторые черты избранного. Но в фэнтези все отличия от нашего мира (скажем, левитация) должны объясняться волшебством, а в «Когнате» почти нет никакого волшебства, а есть исключительно альтернативная биология и альтернативная физика, а заодно альтернативная расовая теория.
Вот люди, судя по всему, как мы, а вот драконы, которые тоже как мы, но похожи на манекены. А еще они умеют летать, не любят холод и разговаривают инверсией, примерно как магистр Йода. Что же до жанра, то тут сплошное надувательство, потому что «Когната» никак не хочет влезать в какие-либо жанровые ограничения. Тут есть элементы шпионского боевика, романа взросления, научной фантастики и некоторый намек на романтическую историю.
Сальников — это тот, кто написал «Петровых в гриппе»?
Да, его прославил роман о приключениях автослесаря из Екатеринбурга и его семьи, где реальность невозможно отличить от температурного бреда. Всего у Сальникова четыре романа, и все они построены вокруг тонкой грани реального и безумного. В «Петровых» самый заурядный человек с самой заурядной жизнью превращается в эпического героя. В «Отделе» повседневная рутина превращается в жуть. В «Опосредованно» все как в жизни, только запрещены стихи. В «Оккультреггере» обычный среднероссийский городок населен двухсотлетними хтоническими сущностями.
И «Когната»: снова все обычно и обыденно, но вдруг прилетают драконы и уносят самого обычного человека на подвиги. К которым этот обычный человек немедленно оказывается готов. Подвиги, заметим, в первую очередь морального свойства.
Тогда что же это?
Предположим, что это философская сказка, полная отсылок к творчеству братьев Стругацких. У них в «Сказке о тройке» был положительный пришелец Константин Константинович Константинов. Пограничье людского и драконьего миров с населяющими его странными персонажами очень похоже на пограничье из «Обитаемого острова». Понимая, что проигрывают войну, драконы запускают план «Зеркало», а у Стругацких в романе «Жук в муравейнике» были учения «Зеркало» по отражению возможного вторжения более развитых пришельцев.
Но не только в совпадении конкретных персонажей и образов дело. Для Стругацких был важен гуманизм — они не просто сочиняли фантастические романы, они создавали мир, построенный вокруг определенных принципов. По крайней мере, в раннем «Утопическом цикле» и в описании «Мира полудня» они верили в то, что прогресс способен сделать мир лучше и гуманнее.
«Когната» с ее сложно построенным сюжетом, который то почти не движется, то вдруг начинает нестись вперед стремительным галопом, насквозь пропитана верой в то, что и люди, и драконы способны найти внутри себя что-то хорошее. Пусть бы капельку того оптимизма, который есть у автора.