Где снимали «Мастера и Маргариту». Знакомые места в Москве и Петербурге

. «Нехорошая квартира», место гибели Берлиоза и советский небоскреб

Стало известно, где снимали фильм «Мастер и Маргарита» с Цыгановым и Снигирь

Обновлено 26 марта 2024, 16:45
<p>Кадр из фильма &laquo;Мастер и Маргарита&raquo;</p>
Фото: АМЕДИА

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Фильм «Мастер и Маргарита», вышедший на экраны в конце января 2024 года, уже заработал в прокате почти 1 млрд руб. Главные роли в новой ленте по мотивам легендарного произведения Михаила Булгакова исполнили Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, а Воланда сыграл немецкий актер Аугуст Диль, известный, в частности, по тарантиновским «Бесславным ублюдкам».

Несмотря на то что основное действие картины разворачивается в Москве, съемки проходили не только в столице, но и в Санкт-Петербурге. Кроме того, важная роль в фильме отведена компьютерной графике, при помощи которой изображены несуществующие, но хорошо знакомые советские проекты невероятных масштабов. РБК Life рассказывает, где снимали одну из самых громких и кассовых отечественных картин последнего времени.

Фильм начинается с эпизода, когда Маргарита громит квартиру ненавистного ею критика Латунского, погубившего Мастера. «Ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита», — описывает Булгаков строение в центре Москвы.

Согласно легенде, прообразом здания стал Дом писателей в Лаврушинском переулке, причем этот адрес упоминается и в самом фильме. Однако съемки проходили в совершенно другом месте. Когда невидимая Маргарита проникает в подъезд здания с надписью «Искусство в массы», можно заметить огромные арки и колонны, а также скульптурную композицию из шести фигур рабочей молодежи, которая украшает главный вход в МГТУ им Н.Э. Баумана на берегу Яузы.

Сцены с особняком, в подвале которого жил Мастер, снимали на улице Бурденко в Москве. В роли жилища писателя выступил знаменитый исторический дом Палибина (ул. Бурденко, 23) XIX века — небольшое одноэтажное здание в Хамовниках с характерным серо-голубым фасадом, гипсовым декором, полуподвалом и внутренним садом. Деревянный дом коллежского асессора Гавриила Палибина представляет собой пример типовой застройки столицы после пожара 1812 года. В 2023 году здание подвергли капитальной реставрации, в рамках которой специалисты восстановили фасады и щитовой дубовый паркет, а также привели в рабочее состояние печи с уникальными изразцами ручной росписи.

Действие романа Булгакова начинается на Патриарших прудах, где Берлиоз и Бездомный знакомятся с Воландом. Знаменитый московский сквер можно увидеть и в новой экранизации — к примеру, в сцене прогулки Мастера и Маргариты после их случайного знакомства на улице.

При этом эпизод беседы между Сатаной и членами МАССОЛИТа и последующей гибелью Берлиоза снимали не на Патриарших, а уже в Санкт-Петербурге. За спинами героев хорошо различимы фонтанный ансамбль и Дом Советов на Московской площади — одно из самых больших зданий города советской эпохи, построенное в стиле сталинский ампир.

Зрителю наверняка запомнилась монументальная каскадная лестница психиатрической лечебницы, куда попадает Мастер. Именно там Маргарита разговаривает с доктором Стравинским в исполнении Леонида Ярмольника и получает от санитарки рукопись романа своего возлюбленного. На самом деле съемки этого эпизода проходили в новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте в Петербурге. Парадная лестница из белого мрамора, ставшая главным элементом интерьера центрального холла библиотеки, объединяет собой читальные залы и служебные помещения.

Сцену с балом у Сатаны снимали в здании Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. Зал памяти императора Александра III, который сегодня называется Мраморным, можно узнать по высокому цоколю с огромными мраморными колоннами, а также по характерному барельефу. Последний представляет собой скульптурную полосу общей протяженностью почти 100 м с 183 фигурами, представляющими сцены из жизни народов Российской империи.

При этом сама «нехорошая квартира», где жили Берлиоз и Лиходеев, а впоследствии Воланд со свитой, судя по фильму, находится на Таврической улице Петербурга в знаменитом доходном доме Хренова. Здание, построенное в 1909 году по проекту архитектора и художника Александра Хренова, отличается особо роскошным оформлением парадной. Именно в ее огромную арку заходил киношный Мастер, направлявшийся к Лиходееву.

Некоторые локации в Москве были воссозданы не только благодаря петербургским зданиям, но и при помощи компьютерной графики, изобразившей альтернативную столицу 1930-х с советской гигантоманией. Один из таких мегапроектов, показанных в картине, даже начали реализовывать. Речь идет о Дворце Советов, разработанном архитектором Борисом Иофаном для всесоюзного конкурса 1932–1933 годов, который должен был стать одним из главных символов советской власти и самым высоким зданием в мире. В центре столицы предполагалось возвести 100-этажную 415-метровую башню из пяти цилиндрических ярусов, вершину которой венчала бы огромная статуя Ленина высотой около 100 м. Именно вокруг нее кружила превратившаяся в ведьму Маргарита.

Работы стартовали в начале 1930-х после сноса храма Христа Спасителя и рытья котлована под фундамент из гигантских бетонных колец. Проект был заморожен после начала Великой Отечественной войны — конструкции будущего дворца разобрали и пустили на фортификационные сооружения для обороны Москвы в 1941 году. После окончания войны грандиозную стойку возобновлять уже не стали, а в 1960 году на месте котлована открыли самый большой в мире бассейн «Москва». В 1994 году его разобрали, а вскоре на этом месте заложили фундамент для восстановления храма.

Поделиться